В субъекте РФ, в котором утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по некоторым видам недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости. Является ли правомерным принятие такого закона, если согласно закону в качестве объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, указаны не все объекты, перечисленные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, а лишь торговые центры (комплексы) определенной площади?

Ответ: Принятие законодательными (представительными) органами субъекта РФ закона, согласно которому в качестве объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, указаны не все объекты, перечисленные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а лишь торговые центры (комплексы) определенной площади, является правомерным.

Обоснование: Статьей 1 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) в абз. 4 п. 3 ст. 12 НК РФ внесены изменения, согласно которым к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено право установления особенностей определения налоговой базы по региональным налогам в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ ст. 1 данного Закона вступает в силу с момента опубликования Закона (опубликован 03.11.2013).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ ст. 375 НК РФ изложена в новой редакции, согласно п. 2 которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ, дополняющей гл. 30 НК РФ согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Таким образом, законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации предоставлено право определения налоговой базы как кадастровой стоимости для перечисленных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ видов недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ.

При этом иными положениями ст. 378.2 НК РФ не закреплена необходимость определения налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении всех перечисленных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ видов недвижимого имущества.

Кроме того, понятия административно-делового центра и торгового центра (комплекса) в целях ст. 378.2 НК РФ определены отдельно соответственно положениями п. п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ. Также отдельно п. 5 ст. 378.2 НК РФ определено понятие фактического использования нежилого помещения для целей ст. 378.2 НК РФ.

При этом ни пп. 1 и 2 п. 1, ни п. п. 3 - 5 ст. 378.2 НК РФ не определены ограничения площадей видов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъекта РФ имеют право определения налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении любых видов недвижимого имущества из перечисленных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, признаваемых объектом налогообложения. Также не противоречит положениям гл. 30 НК РФ (в ред. Федерального закона N 307-ФЗ) закрепление в законе субъекта РФ определенных критериев площади видов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Следовательно, принятие законодательными (представительными) органами субъекта РФ закона, согласно которому в качестве объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, указаны не все объекты, перечисленные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, а лишь торговые центры (комплексы) определенной площади, является правомерным.

О. В.Хритинина

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

24.12.2013