Организация направляет работников для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности с сохранением за ними рабочего места и выплатой среднего заработка. Военный комиссариат, ссылаясь на Письмо Минфина России от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13, при компенсации расходов по выплате среднего заработка отказывает в возмещении уплаченных с таких выплат сумм ЕСН. Уплачивается ли ЕСН при исчислении среднего заработка работников организации, привлекаемых к работе в аппарате усиления военных комиссариатов, за период участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/92

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с участием работников в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и в части своей компетенции по вопросу уплаты единого социального налога с сумм среднего заработка, сохраняемого за период участия работников в указанных мероприятиях, сообщает следующее.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Позиция Департамента, изложенная в упомянутом Письме Минфина России от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13, по вопросу невключения в объект налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, произведенных не на основании трудовых договоров и за счет средств федерального бюджета организациями своим работникам, участвующим в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", не изменилась.

Согласно ст. 5 упомянутого Федерального закона N 53-ФЗ к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту относится в том числе организация работы аппарата усиления военных комиссариатов.

Поэтому суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией своему работнику за время его участия в работе аппарата усиления военных комиссариатов на основании положений Федерального закона N 53-ФЗ независимо от положений трудового договора, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого с военным комиссариатом.

Поэтому в случае выплаты сумм по вышеупомянутым договорам, заключаемым непосредственно военными комиссариатами с физическими лицами, а не их организациями-работодателями, плательщиками единого социального налога указанные организации также не являются на основании п. 1 ст. 235 и п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

15.12.2009