Кадастровая стоимость земельного участка была утверждена в установленном законом порядке после начала налогового периода. В связи с этим организация при исчислении земельного налога за текущий налоговый период исходила из нормативной цены земельного участка. Правомерны ли действия организации?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ установлено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пунктом 1 ст. 393 НК РФ установлено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Понятие кадастровой стоимости приведено в Методических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 N 145, в п. 1.1 которых разъясняется, что кадастровая стоимость - капитализированный расчетный рентный доход.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли.

Статьей 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусматривается, что нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъясняется, что, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 ЗК РФ и п. 13 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Данная позиция нашла отражение в Письмах Минфина России от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48 и от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55 (доведено до сведения Письмом ФНС России от 01.10.2009 N ШС-17-3/178@).

В соответствии с п. 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, к полномочиям указанной службы отнесено проведение государственной кадастровой оценки земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316).

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.07.2008 N А12-13252/07-С51 разъясняется, что постановление органа исполнительной власти субъекта Федерации в отношении определения кадастровой стоимости земельного участка вступает в силу по правилам абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которыми акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, при утверждении кадастровой стоимости земельного участка в установленном нормативным актом порядке после начала налогового периода, при исчислении налога за текущий налоговый период организация должна исходить из нормативной цены земельного участка.

Е. В.Соснов

Минфин России

14.12.2009