Инвестиционная деятельность в саморегулируемых организациях

(Варюшин М. С.) ("Законодательство и экономика", 2013, N 4) Текст документа

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

М. С. ВАРЮШИН

Аспирант кафедры гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ М. С. Варюшин в исследовании инвестирования средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций определяет основные проблемы формирования и управления компенсационным фондом, а также законодательные пробелы и противоречия, затрудняющие инвестиционную деятельность в данной сфере.

Исследование инвестиционной деятельности применительно к саморегулируемым организациям (СРО) может вызвать некоторое недоумение: саморегулирование создавалось не как инструмент размещения инвестиций, а как инструмент частно-публичной стандартизации и контроля, пришедший на смену лицензированию в отдельных отраслях предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на иное целевое назначение, саморегулирование предполагает отдельные элементы инвестиционной деятельности для сохранения и увеличения собственных активов, служащих покрытием ответственности членов СРО.

Понятие и значение компенсационного фонда

Согласно статье 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <1> саморегулируемая организация для обеспечения функционирования системы ответственности своих членов вправе применять либо систему личного (коллективного) страхования, либо механизм компенсационного фонда. В последнем случае формируется компенсационный пул за счет обязательных денежных взносов СРО. Действующим законодательством устанавливаются отраслевые требования к порядку формирования компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств фонда. По общему правилу первоначальный взнос члена СРО в компенсационный фонд должен составлять не менее 3000 руб. СРО не устанавливает обязательные требования к объему компенсационного фонда, однако подобные положения содержатся в специальных нормативно-правовых актах. Так, в статье 55.16 Градостроительного кодекса РФ в отношении членов СРО, осуществляющих деятельность в сфере проектно-изыскательских работ, установлен размер взносов в компенсационный фонд от 500 тыс. руб. на одного члена, а в сфере организации строительства - от 1 млн. руб. <2>. Размер взноса члена СРО зависит от планируемой стоимости работ по договорам на подготовку проектной документации и на осуществление работ по организации строительства и наличия требования о страховании гражданской ответственности <3>. В статье 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" размер обязательного первоначального взноса установлен в 30 тыс. руб. <4>. Особо оговаривается, что первоначальный взнос является, во-первых, обязательным, во-вторых, производится в денежной форме, в-третьих, не должен носить зачетный характер. -------------------------------- <1> Российская газета. 2007. 6 дек. <2> Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 дек. <3> Даутия Т. В. Особенности гражданско-правового статуса саморегулируемой организации в сфере строительства и ее членов // СПС "КонсультантПлюс". 2011. <4> Российская газета. 1998. 6 авг.

Компенсационный фонд представляет собой инвестиционный пул, создаваемый за счет обязательных денежных взносов членов СРО и предназначенный строго для покрытия профессиональной ответственности членов такой организации. Однако, будучи объектом права собственности СРО, компенсационный фонд обособлен от остальных активов: на него не может быть обращено взыскание по обязательствам СРО, при его ликвидации. В случае исключения некоммерческой организации из государственного реестра СРО компенсационный фонд подлежит передаче в Национальное объединение СРО соответствующего вида, кроме СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и СРО кредитных кооперативов (ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации") <5>. В последнем случае при ликвидации либо исключении средства компенсационного фонда распределяются между членами организации в порядке, предусмотренном учредительным договором <6>. -------------------------------- <5> Российская газета. 2009. 24 июля. <6> Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Российская газета. 1995. 16 дек.

Порядок создания и формирования компенсационного фонда

Компенсационный фонд создается зарегистрированной некоммерческой организацией (НКО) до момента присвоения ей статуса СРО при включении в реестр СРО уполномоченным органом. Это подтверждается требованием пункта 6 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций <7>, согласно которому некоммерческая организация для приобретения статуса саморегулируемой в качестве приложения представляет к заявлению документы, подтверждающие "способы обеспечения имущественной ответственности перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами", т. е. в нашем случае - компенсационного фонда. Следовательно, на момент приобретения статуса компенсационный фонд должен быть сформирован из обязательных взносов членов НКО в размере, установленном уставом организации, но не ниже требований специального законодательства. Первый источник - денежные средства. Другими источниками пополнения компенсационного фонда могут быть как дополнительные взносы в случае, например, выплат в счет компенсации профессиональной ответственности члена СРО, а также доходы (проценты) <8> от инвестирования средств собственно компенсационного фонда <9>. Следовательно, компенсационный фонд - это не только денежные средства, но и иное имущество, представляющее собой объекты инвестирования. К такому имуществу могут относиться объекты недвижимости, куда может быть инвестировано не более 10% фонда, государственные ценные бумаги (в них также должно быть инвестировано не менее 10% средств фонда), а также иное имущество, в том числе ценные бумаги. Перечень объектов инвестирования определяется инвестиционной декларацией, составляемой НКО совместно с управляющей компанией. -------------------------------- <7> Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" // Российская газета. 2008. 3 окт. <8> Письмо Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/4/84 // СПС "КонсультантПлюс". <9> Постановление ФАС Поволжского округа от 20 сентября 2011 г. по делу N А57-14963/2010 // СПС "КонсультантПлюс".

Однако специальным законодательством устанавливаются дополнительные ограничения объектов инвестирования. Так, СРО в сфере строительства размещают средства фонда в депозиты или депозитные сертификаты в российских кредитных организациях (ч. 4 ст. 55.16 ГрК РФ). Средства фонда СРО арбитражных управляющих могут быть инвестированы только в государственные ценные бумаги Российской Федерации (не менее 20% активов фонда) и ее субъектов; облигации российских эмитентов, акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО, ипотечные ценные бумаги; денежные средства в рублях на счетах в российских кредитных организациях, в том числе депозиты; паи паевых инвестиционных фондов, акции акционерных инвестиционных фондов; иностранную валюту на счетах в российских кредитных организациях, в том числе депозиты (ч. 19 ст. 25.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <10>. Кроме того, ценные бумаги должны обращаться на организованном рынке, а акции, облигации, акции АИФ и паи ПИФ в совокупности не должны превышать 30% средств фонда. Ценные бумаги одного эмитента не могут составлять более 5%. -------------------------------- <10> Российская газета. 2002. 2 нояб.

В отношении СРО оценщиков действуют другие правила. Так, в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее 40% средств фонда. Инвестировать в акции разрешено, но только если эмитент - ОАО, а сами акции обращаются на организованном рынке. Инвестировать можно и в паи ПИФ. Причем установлено ограничение по выбору объекта инвестирования - или акции, или паи, - а также по процентному соотношению - не более 40% средств фонда. Ценные бумаги одного эмитента не могут составлять более 5%. А вот в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и иностранные ценные бумаги инвестировать вообще запрещено (ст. 24.9 Закона N 135-ФЗ). Похожие правила предусмотрены и для СРО кредитных кооперативов. Однако нет соответствующих требований для СРО аудиторов, медиаторов, жилищных накопительных кооперативов, СРО в сфере рекламы, СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, патентных поверенных, кадастровых инженеров, СРО организаций в сфере теплоснабжения. Взносы в компенсационный фонд не подлежат возврату членам СРО <11>. В данном случае инвесторами будут являться не члены СРО, поскольку они не участвуют в распределении инвестиционного дохода, а сама организация. Именно СРО получает инвестиционный доход, аккумулируя его в активах компенсационного фонда. Исключение могут, пожалуй, составить только члены СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, поскольку они все же распределяют средства фонда при ликвидации СРО. -------------------------------- <11> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2012 г. N 09АП-1798/2012 по делу N А40-66469/11-45-581 // СПС "КонсультантПлюс".

Порядок управления компенсационным фондом

Управление компенсационным фондом осуществляется управляющей компанией (УК) на основании заключаемого между НКО и УК договора доверительного управления. Также НКО должно заключить договор на обслуживание со специальным депозитарием (СД) для учета и контроля над средствами фонда. ДУ и СД выбираются на основе конкурса, проводимого СРО. Между ДУ и СД заключается отдельный договор, на его основании осуществляются хранение и учет активов, в которые размещены средства фонда. Инвестирование средств фонда осуществляет ДУ согласно общим, а также специальным требованиям, установленным законодательством о СРО и инвестиционной декларацией. ДУ обязана инвестировать средства фонда СРО добросовестно, разумно, в интересах СРО, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности и диверсификации (ч. 15 ст. 25.1 Закона N 127-ФЗ). Средства фонда перечисляются на отдельный счет депо и учитываются на отдельном балансе у СД. СД осуществляет контроль над деятельностью ДУ, однако не проводит инвестиционные транзакции. СД, действуя в интересах СРО, контролирует деятельность ДУ на предмет соблюдения законодательства, инвестиционной декларации, уведомляя СРО и контролирующий государственный орган обо всех нарушениях ДУ. СД формирует отчетность по инвестированию средств фонда СРО, что позволяет получать информацию об активах, их стоимости, эффективности инвестиционных решений ДУ оперативно и в наиболее полном объеме, нежели в отчетах ДУ. Таким образом, складывается довольно странная ситуация, когда в отношении одних СРО, например строительных, действует целевой принцип инвестирования - депозиты, а в отношении других (оценщиков и арбитражных управляющих) - ограничительные меры. Закреплено и различное процентное соотношение объема инвестиций и активов фонда, в отношении оценщиков упущены некоторые объекты инвестирования. Странно, что нет похожих правил для аудиторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, хотя риск привлечения к ответственности членов этих СРО также требует хеджирования. Странный подход законодателя наводит на мысль о хаотичном, несистемном установлении подобных правил инвестирования. Кроме того, отсутствует общее понимание, когда должны быть заключены договоры с ДУ и СД - до включения в реестр и приобретения статуса СРО или после? Возникает вопрос о юридическом факте, порождающем компенсационный фонд, с наступления которого фонд считается сформированным. Достаточно просто обособить средства на отдельном счете с учетом требований по сумме взносов или необходим его учет на счетах депо у СД? Какой критерий достаточности документов, подтверждающих сформированность фонда? Их нет даже в подзаконных актах Минфина России <12>. -------------------------------- <12> Приказ Минфина России от 19 апреля 2011 г. N 44н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов" // Российская газета. 2011. 24 июня.

Вопрос остается неразрешенным и в части определения субъекта инвестиционных отношений. Следует считать таковым СРО в лице ДУ или члена СРО? Несогласованная позиция законодателя в отношении кооперативов порождает маргинальные инвестиционные отношения, противоречащие некоммерческой деятельности СРО. В завершение следует отметить: инвестиции в рамках СРО осуществляются с конкретной целью - сохранения и увеличения компенсационного фонда СРО, чему служат и многочисленные, однако несистемные нормативные ограничения по инвестициям. Таким образом, с помощью инвестиций СРО хеджирует риски потерь страхового пула, обеспечивая при этом возможность быстрого изъятия инвестиционного дохода для покрытия ответственности собственных членов.

Название документа