О правомерности привлечения физического лица, не имеющего заработной платы, в качестве поручителя; о проекте федерального закона, регулирующего несостоятельность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2009 г. N Д06-3556

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам ответственности поручителя и принятия законопроекта, регулирующего несостоятельность физических лиц, и сообщает.

В отношении правомерности привлечения лица, не имеющего заработной платы, в качестве поручителя.

Гражданским кодексом Российской Федерации не предусматривается, что основания заключения договора поручительства, а также обязанность поручителя нести солидарную или субсидиарную ответственность с должником вследствие неисполнения должником обеспеченных поручительством обязательств зависят от платежеспособности поручителя либо наличия у него имущества, достаточного для исполнения такого обязательства. Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлены требования к уровню заработной платы, наличию имущества, финансовому состоянию лица, выступающего поручителем. Указанные вопросы остаются на усмотрение сторон кредитного договора.

Согласно обращению в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено производство по делу о банкротстве.

В связи с этим отмечаем, что в соответствии со ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 4 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается с прекращением обеспечиваемого им обязательства с момента прекращения такого обязательства. То есть поручитель не принимает на себя обязанность исполнять обязательства основного должника, а только несет ответственность за нарушение последним своих обязательств. Соответственно, ответственность поручителя не может существовать отдельно от основного обеспечиваемого обязательства.

Согласно ст. 365 Гражданского кодекса Российской Федерации к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника. По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование.

Таким образом, поручитель в случае прекращения основного обязательства может обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В отношении принятия федерального закона, регулирующего несостоятельность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сообщаем следующее.

Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект), предусмотренный Планом действий по реализации программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным (от 19.06.2009 N 2802п-П13).

Согласно законопроекту заявление гражданина может быть принято арбитражным судом, если требования в совокупности составляют не менее 50 000 руб. и соответствующие обязательства не исполнены им в течение 6 месяцев. После завершения конкурсного производства гражданин может быть освобожден от обязательств.

Основными целями законопроекта являются создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождение должника от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур.

Кроме того, в ходе реабилитационных процедур по инициативе гражданина-должника может быть введена процедура реструктуризации долгов на срок до пяти лет, направленная на урегулирование задолженности гражданина, предусматривающая погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом в целях восстановления платежеспособности гражданина.

Следует отметить, что одной из целей реструктуризации долгов является сохранение имущества должника при условии исполнения должником обязательств, предусмотренных планом реструктуризации долгов. Кроме того, в случае продажи имущества в ходе конкурсного производства из конкурсной массы исключаются и не подлежат продаже определенные виды имущества, например жилое помещение и иное имущество, необходимое для обеспечения жизнедеятельности должника и лиц, находящихся на его иждивении.

В ходе конкурсного производства, а также в ходе реструктуризации долгов взыскание с должника по всем исполнительным документам прекращается, за исключением исполнительных документов по требованиям, неразрывно связанным с личностью кредитора (например, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью), также прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам должника, снимаются аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

После завершения расчетов с кредиторами и конкурсного производства должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, включая требования кредиторов, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Освобождение должника от обязательств не распространяется на требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (например, обязательства, возникающие из причинения вреда, обязательства по уплате алиментов).

В ноябре 2009 г. законопроект внесен в Правительство Российской Федерации и будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

10.12.2009