Организация получает субсидии на возмещение затрат за услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа, предоставляемые из бюджета городского округа юридическим лицам, осуществляющим деятельность по переработке твердых бытовых отходов, а также на возмещение затрат по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа, предоставляемые из бюджета городского округа юридическим лицам, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора. Включаются ли вышеуказанные субсидии в доход организации в целях исчисления налога на прибыль? Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль затраты по переработке твердых бытовых отходов? Правомерно ли возмещение суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации вышеназванных услуг?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/800
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета средств, получаемых из бюджета городского округа, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Понятие бюджетного учреждения дано в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Согласно ст. 6 БК РФ с 1 января 2008 г. получателями бюджетных средств могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Таким образом, субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая, что затраты по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа, и утилизации таких отходов и (или) крупногабаритного мусора производятся организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, такие затраты могут быть учтены при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль.
Что касается налога на добавленную стоимость, то на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации услуг, в том числе услуг по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, независимо от источника финансирования.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом.
Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации вышеуказанных услуг, а также вычеты налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
10.12.2009