Об отсутствии подлежащего налогообложению НДФЛ дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными гражданам в соответствии с Законом Кемеровской области от 15.02.2001 N 21-ОЗ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2009 г. N 03-04-05-01/885
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса доходом налогоплательщика является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами возникает у налогоплательщика при получении указанных средств от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Из письма следует, что долгосрочные целевые жилищные займы гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялись в соответствии с Законом Кемеровской области от 15.02.2001 N 21-ОЗ "О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере в Кемеровской области" (далее - Закон).
В соответствии со ст. 1 данного Закона целевые жилищные займы предоставляются за счет средств областного бюджета организацией, уполномоченной Администрацией Кемеровской области для работы по предоставлению займов и использования их по целевому назначению.
Статьей 7 Закона установлено, что решение о предоставлении займа принимают комиссии муниципальных образований, к главам которых обращаются граждане за его получением.
Согласно ст. 8 Закона указанные комиссии направляют списки получателей займов в уполномоченную организацию для заключения договора займа с физическим лицом.
При этом по решению Коллегии Администрации Кемеровской области получателям займа может быть снижена процентная ставка по выданному займу, а молодые специалисты, указанные в ст. 10-1 Закона, могут быть освобождены от обязанности уплаты оставшейся суммы долга по полученному займу в порядке, определяемом Коллегией Администрации Кемеровской области.
Таким образом, долгосрочный целевой заем, в соответствии с Законом, предоставляется за счет бюджетных средств, а не средств организаций или индивидуальных предпринимателей, как это предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса.
Исходя из вышеизложенного подлежащего налогообложению дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, предоставленными на приобретение жилья в соответствии с Законом за счет бюджетных средств, не возникает.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
08.12.2009