Преобразование некоммерческих организаций: взгляд на проблему

(Шириков А.)

("ЭЖ-Юрист", N 7, 2004)

Текст документа

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

А. ШИРИКОВ

Антон Шириков, аспирант кафедры теории государства и права Волгоградского госуниверситета.

Российским законодательством предусмотрена возможность преобразования некоммерческих организаций (НКО) в коммерческие. Несмотря на то что этот вид реорганизации не так уж широко распространен, законодательство не содержит полного запрета на его осуществление. Нормы ГК РФ и специальных законов об отдельных формах НКО, регулирующих подобное преобразование, крайне скупы и противоречивы, вследствие чего на практике возникает ряд вопросов.

Возможность преобразования

Смена некоммерческого характера деятельности организации на коммерческий - это принципиальный, кардинальный шаг. Главное препятствие можно увидеть в том, что некоммерческая организация по своей сути на ведение коммерческой деятельности не рассчитана. И хотя теоретически это действительно так, на практике многие НКО создаются именно для коммерческой деятельности, а форма используется для снижения налогового бремени. Да и другие НКО часто вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку существовать исключительно на благотворительные пожертвования сегодня затруднительно.

Коммерческая и некоммерческая деятельность подразумевает принципиальное различие; однако здесь есть и нечто общее, а именно направленность на достижение блага, общего для участников деятельности. Как в первом, так и во втором случае деятельность служит не абстрактным общественным интересам, а интересам конкретных людей, которые в ней участвуют. Поэтому изменение характера деятельности оказывается не таким радикальным, если состав участников и их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Кроме того, законодатель устанавливает строгие ограничения: во-первых, для ряда НКО преобразование в коммерческое юридическое лицо вообще не допускается, а во-вторых, в случаях, когда такое преобразование допустимо, для него установлен особый, достаточно жесткий порядок.

Общие изменения

Теперь же рассмотрим основные изменения, которые ждут некоммерческую организацию при преобразовании в коммерческое предприятие.

Организационно-правовая форма

По смыслу ст. 17 Закона о некоммерческих организациях только НКО определенных организационно-правовых форм могут быть преобразованы в коммерческие юридические лица. В Законе говорится о трех таких формах: некоммерческое партнерство, учреждение и ассоциация (союз). Эти организации могут быть преобразованы в хозяйственные общества (ООО, ОДО, АО); ассоциация (союз) может быть преобразована также и в товарищество.

Спорным является вопрос о возможности преобразования в коммерческие юридические лица общественных организаций. С одной стороны, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях не устанавливает ограничений на преобразование в определенные организационно-правовые формы для общественных организаций; с другой стороны, это умолчание законодателя может быть истолковано как запрет на их преобразование в иные формы. На наш взгляд, действующие нормы законодательства свидетельствуют в пользу второй позиции: в ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях" говорится о реорганизации общественных объединений, но ничего не сказано об условиях их преобразования; Закон о некоммерческих организациях, определяя условия преобразования, устанавливает и порядок преобразования, но для общественных объединений такой нормы нет. Отсюда следует, что общественные организации могут быть реорганизованы только путем присоединения к другим общественным организациям или слияния с ними.

Что же касается фондов, то они преобразованию не подлежат, а лишь могут быть ликвидированы, но и то по решению суда (ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Важно также отметить, что НКО не может проводить реорганизацию путем присоединения к коммерческой организации или слияния с ней, ибо это противоречило бы и ГК РФ, и Закону о некоммерческих организациях.

Правосубъектность

В сравнении с НКО коммерческие организации обладают так называемой неограниченной правосубъектностью, в то время как деятельность НКО жестко ограничена уставными целями. Вместе с тем есть и такие виды деятельности, которые не могут осуществляться коммерческой организацией, - например, спортивная федерация или профсоюз для осуществления своих функций должны иметь форму НКО (ассоциации или союза). Если НКО ведет такую деятельность, она в момент преобразования должна быть прекращена.

Налогообложение и отчетность

При переходе от НКО к одной из форм хозяйственного общества организация утрачивает налоговые льготы, которые она имела в связи со своей некоммерческой деятельностью: право подавать отчетность по налогу на прибыль ежегодно (ч. 2 ст. 289 НК РФ), освобождение от налога на имущество предприятий (подп. "г", "д", "з", "и" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий"), освобождение от НДС при определенных условиях (п. 14 ст. 149 НК РФ) и т. п. Теперь вся деятельность организации должна рассматриваться как предпринимательская; в связи с этим не допускается ведение раздельных балансов по отдельным видам деятельности. На коммерческие организации не распространяется норма, устанавливающая, что имущество НКО, используемое для некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации (п. 2 ч. 2 ст. 256 НК РФ).

------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов".

------------------------------------------------------------------

Членство и имущество

Особую сложность при решении вопросов о преобразовании НКО в коммерческое предприятие вызывает проблема определения состава членов и распределения имущества организации. Здесь возникает сразу несколько вопросов.

- Как члены НКО становятся членами вновь образованного хозяйственного общества (товарищества) и получают права требования к организации?

- Каким образом возникает членство при преобразовании организаций, членства не имеющих?

- Не происходит ли здесь смешения двух совершенно разных организационно-правовых форм и режимов имущества?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Вначале обратим внимание на то, что с точки зрения теории между НКО и коммерческими предприятиями действительно существуют серьезные различия, касающиеся отношений организации и ее участников. Если НКО - это прежде всего объединение людей, коллективный человеческий "субстрат", то коммерческая организация в первую очередь есть имущественный комплекс. Смысл существования НКО заложен в самой деятельности участников организации, и имущество при этом выполняет инструментальные задачи, служит для обеспечения основной деятельности НКО. Как в НКО, так и в коммерческой организации члены (участники) получают определенные блага от своего участия. Однако в первом случае эти блага, во-первых, не находятся в зависимости от доходов НКО, во-вторых, чаще всего и вообще являются неимущественными, в-третьих, распределяются на основе равенства. В коммерческой организации, напротив, объем благ, получаемых участниками, прямо зависит от коммерческого успеха предприятия и от доли, которую участник имеет в уставном (складочном) капитале, причем эти блага носят исключительно имущественный характер. Следует также отметить, что в НКО участие в распределении благ обусловливается выполнением определенных обязательств по отношению к организации, чего нет в хозяйственных обществах и может не быть в товариществах.

Нетрудно заметить, что при гипотетическом преобразовании НКО в коммерческую организацию участники вновь возникающей организации фактически на безвозмездной основе получают права требования к этой организации, которых они раньше не имели и не могли иметь. Дело выглядит так, будто организация дарит своим членам права требования на свое имущество. Оказывается не вполне понятным, правомерно ли совершается такое "дарение", ведь НКО может использовать свое имущество только для осуществления уставных целей, к которым преобразование в коммерческую организацию, конечно, не относится.

Как уже было отмечено, смысл существования как НКО, так и коммерческой организации заключается в обеспечении интересов ее членов (участников). Если члены НКО (или собственник имущества НКО - в случае с учреждением) считают, что общественные цели организации уже достигнуты или же их достижение не имеет для участников смысла, то деятельность организации как НКО, разумеется, должна быть прекращена. Вместе с тем участники могут захотеть продолжить совместную деятельность в составе коммерческого предприятия. Если бы возможности преобразования в коммерческую организацию для них не существовало, то единственным путем было бы принять решение о ликвидации НКО, что повлекло бы передачу имущества на уставные цели или в казну государства (кроме учреждений), а затем на основе новых имущественных взносов создать хозяйственное общество или товарищество. Такой вариант в целом выглядит вполне справедливым.

Однако стоит посмотреть и на те организационно-правовые формы НКО, для которых законодатель допустил преобразование в коммерческие организации. Так, в случае с учреждением подобная процедура представляется бессмысленным усложнением дела, ведь имущество ликвидируемого учреждения в любом случае передается собственнику, который вынужден проходить через процесс ликвидации, а затем регистрировать новое юридическое лицо и вновь вносить имущество в качестве вклада в уставный капитал. Поэтому возможность непосредственного преобразования в коммерческое юридическое лицо для учреждения можно считать разумной и оправданной. Здесь не возникает и особой проблемы с распределением имущества: собственник (собственники) самостоятельно принимает решение о распределении имущественных долей в составе нового предприятия, поскольку имеет полное право распоряжаться имуществом.

Сложнее обстоит дело с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами (НП). Нетрудно представить себе сценарий, по которому НКО создается формально для некоммерческой деятельности, но фактически занимается предпринимательством, пользуясь существующими для НКО льготами, затем проходит преобразование в хозяйственное общество (товарищество) и ликвидируется, распределив имущество между членами. Не ясно, чем обусловлен выбор законодателя - разрешить преобразование лишь НП и ассоциациям (союзам). Ситуация, когда формально созданное НКО преобразуется в хозяйственное общество и ликвидируется, вероятна для любых его форм. Важнее в этом случае ответить на вопрос о том, существует ли некий способ, который бы вписывался в общую логику правовой системы.

На наш взгляд, такой способ все же существует. Итак, ключевой при преобразовании НКО, основанных на членстве, в хозяйственные общества (товарищества) является проблема распределения долей в уставном капитале. Нам представляется, что доли новых участников должны изначально быть равными, поскольку эти лица участвовали в деятельности НКО также на равноправной основе, имели одинаковые права и обязанности по отношению к организации. Потенциальные споры по этому поводу законодатель сглаживает требованием единогласности в решении этого вопроса всеми членами (учредителями) (абз. 1 п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Общим решением имущество заново распределяется в составе предприятия новой организационно-правовой формы, и участники собрания выбирают такой способ распределения, который устраивает всех.

Однако на практике принятие такого решения может столкнуться с различными проблемами. Так, кто-то из учредителей (членов) может намеренно саботировать процесс переговоров, пользуясь тем, что Закон требует единогласного решения. Другие учредители в этом случае могут обратиться в суд с тем, чтобы вопрос был разрешен судом в интересах большинства. В ином случае кто-то из учредителей может уже после принятия решения обнаружить, что его интересы этим решением ущемлены, и опять-таки потребовать пересмотра решения через суд. Да и вообще в случае, когда участников достаточно много, порой бывает затруднительно добиться единогласного решения.

Какое решение должно быть в этом случае принято? Здесь следует руководствоваться уже озвученным выше принципом равенства: каждый должен получить равную со всеми долю в новой организации. Это положение следует, однако, скорректировать для некоммерческих партнерств. Дело в том, что члены НП имеют право получать при ликвидации партнерства или при выходе из него ту часть имущества, которая ими была передана в собственность партнерства (п. 4, 5 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому представляется логичным вначале распределить между участниками то имущество, которое они внесли в собственность партнерства, а оставшуюся часть имущества разделить на равные доли.

Рассмотрение проблемы членства тесно связано с вопросом о структуре преобразуемой организации. Отметим, что изменения здесь касаются прежде всего тех НКО, которые основаны на членстве: некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы. Сама структура теоретически может сохраниться, но при этом общее собрание преобразуется в собрание участников общества, и все специальные нормы, которые были возможны в НКО, должны быть приведены в соответствие с ГК РФ, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "Об акционерных обществах". Так, некоторые крупные НКО используют в уставе норму о том, что на общем собрании квалифицированное большинство голосов всегда принадлежит учредителям. Такая норма утрачивает свою силу с преобразованием, даже если она сохранена в уставе. Что касается учреждений, то в них структурные изменения практически не требуются: собственник или собственники учреждения продолжают выполнять свои функции в качестве учредителя (общего собрания участников или акционеров).

Проблема обязательств НКО

Часть проблем, возникающих при преобразовании НКО, связаны с обязательствами, которые организация приняла на себя до преобразования.

Если НКО на момент преобразования выполняет работу по какому-либо гранту (т. е. использует имущество, переданное организации в порядке пожертвования на определенные цели в соответствии со ст. 582 ГК РФ или ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), то возникает вопрос: продолжать ли эту работу? Конечно, наличие статуса некоммерческой организации может быть обязательным требованием грантодателя (жертвователя) к получателю гранта (пожертвования), и в этом случае работа должна быть прекращена с возвратом неистраченных средств. Другой вариант заключается в продолжении работы по гранту, но на сей раз - в форме благотворительной деятельности. Однако в обоих случаях требуется провести согласование с грантодателем, поскольку "самовольное" продолжение деятельности будет нарушением грантового договора и может быть основанием для отмены пожертвования (п. 4, 5 ст. 582 ГК РФ).

НКО может по своему уставу быть обязанной оказывать определенные услуги (выполнять определенные работы или поставлять некоторые товары). Поскольку такие услуги зачастую оказываются бесплатно, они на практике могут никак не оформляться, но после реорганизации такую практику сохранять не следует. Необходимо или заключить договор об оказании услуг на платной основе, или оформить оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) как благотворительную помощь, или прекратить оказание услуг.

Существуют и такие обязательства НКО, которые не могут выполняться коммерческой организацией. Например, НКО была обязана по уставу защищать своих членов в суде и действительно делала это до реорганизации; после реорганизации некоторые судебные процессы остались незавершенными. В этом и аналогичных случаях организация должна прекратить выполнение обязательств, известив об этом всех заинтересованных лиц.

------------------------------------------------------------------

Название документа