Организация заключила договор с издателем телефонного справочника о размещении в нем рекламной информации о реализуемых ею товарах. По договору исполнитель передает организации-заказчику два экземпляра изданного справочника, остальные же справочники распространяются издателем по сети распространения исполнителя. В каком порядке организации-заказчику следует учитывать соответствующие расходы в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Таким образом, для правильной квалификации расходов в рассматриваемой ситуации нужно определить, является ли телефонный справочник средством массовой информации.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

К периодическим печатным изданиям относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год.

Следовательно, телефонный справочник может быть отнесен к периодическим печатным изданиям в случае, если он имеет постоянное название, текущий номер и выходит в свет не реже одного раза в год.

Если в соответствии с изложенными требованиями телефонный справочник признается периодическим печатным изданием и, как следствие, средством массовой информации, мы перейдем к следующему этапу квалификации расходов на оплату услуг издателя по включению налогоплательщика в указанный справочник. Если же телефонный справочник не является периодическим печатным изданием, то указанные расходы не могут быть учтены заказчиком при налогообложении прибыли организаций.

Следующим этапом является определение, относится ли размещение рекламной информации в телефонном справочнике к рекламным мероприятиям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром в целях Федерального закона N 38-ФЗ понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, в том случае, если телефонный справочник является периодическим печатным изданием и размещаемая в нем информация привлекает внимание к объекту рекламирования заказчика в понимании Федерального закона N 38-ФЗ, такая информация является рекламой, а расходы по оплате услуг по размещению такой информации в справочнике учитываются заказчиком в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

Е. В.Евсик

Главный специалист-эксперт

отдела налогообложения прибыли

(дохода) организаций

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

04.12.2009