Организация заключила государственный контракт с Федеральным агентством по науке и инновациям на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы. Включаются ли средства федерального бюджета, полученные по данному контракту, в состав налогооблагаемых доходов организации в случае применения ею УСН?
Ответ: Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
При этом пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, признаваемых в целях гл. 25 НК РФ целевым финансированием.
Так, к средствам целевого финансирования относятся доходы в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что на сегодняшний день такой перечень не утвержден, в связи с чем вышеизложенная норма может применяться лишь в отношении прямо поименованных в ней фондов, а именно: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
Что касается средств, полученных по государственному контракту из Федерального агентства по науке и инновациям, обращаем внимание на то, что согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождаются от налогообложения средства, полученные из различных фондов, деятельность которых направлена на развитие науки и техники.
В соответствии с п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Тогда как Федеральное агентство по науке и инновациям согласно Положению о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 281, является федеральным органом исполнительной власти.
В связи с изложенным средства, полученные из Федерального агентства по науке и инновациям в связи с исполнением государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ, не являются целевыми и подлежат в полном объеме включению в налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Е. В.Евсик
Главный специалист-эксперт
отдела налогообложения прибыли
(дохода) организаций
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
04.12.2009