Учитывая, что значительное количество сельскохозяйственных товаропроизводителей получают из региональных бюджетов средства целевого финансирования и субсидии, направленные на решение вопросов по поддержке сельского хозяйства, следует ли при определении доли от реализации сельскохозяйственной продукции в целях выполнения условий, предусмотренных пп. 5 п. 2 ст. 358 гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, учитывать в общем доходе сельскохозяйственных производителей бюджетные средства, полученные ими: на целевое финансирование (субсидии) на поддержку сельского хозяйства по различным целевым программам (приобретение минеральных удобрений, поддержку элитного семеноводства и др.); как компенсации части затрат на приобретение химических средств защиты, дизельного топлива, используемых при проведении сельскохозяйственных работ; как возмещение сельскохозяйственным производителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях?
Ответ: Подпунктом 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ установлено, что тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектами налогообложения по транспортному налогу.
Поскольку частью первой и гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" не определяется, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях применения положений пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ следует руководствоваться определением этого понятия в том значении, в котором оно дано в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ).
При этом в период с момента вступления в силу (с 01.01.2007) Федерального закона N 264-ФЗ и до вступления в силу (с апреля 2009 г.) Федерального закона от 05.04.2009 N 46-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями согласно положениям п. 1 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ признавались организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 46-ФЗ в рассматриваемую норму Федерального закона N 264-ФЗ, с апреля 2009 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Как следует из данного понятия, до вступления в силу Федерального закона N 46-ФЗ одним из критериев определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя являлось понятие "общий доход", по отношению к которому рассчитывалась доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
При этом доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
доходы от обычных видов деятельности;
прочие доходы.
Таким образом, общий доход организации включает в себя не только выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, но также и доходы, полученные в виде субсидий, направленных на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства в результате осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (включая возмещение части произведенных ими затрат, в том числе и на уплату процентов по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях), поступления от продажи основных средств и иных активов, возмещение причиненных организации убытков, сумма дооценки активов и прочие доходы, способствующие увеличению капитала этой организации.
С момента вступления в силу Федерального закона N 46-ФЗ в определении понятия статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя вместо критерия общего дохода используется доход сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг). Другими словами, после внесения названным Законом изменений в определение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" размер дохода от реализации сельскохозяйственной продукции сравнивается только с объемом доходов также только от реализации товаров (работ, услуг).
И. А.Давыдова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
04.12.2009