Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации

(Вавулин Д. А.)

("Право и экономика", N 3, 2004)

Текст документа

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКОВ АКЦИЙ,

РАЗМЕЩЕННЫХ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ"

Д. А. ВАВУЛИН

Вавулин Денис Александрович, начальник отдела по работе с регионами Орловского регионального отделения ФКЦБ. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению.

Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.

С 28 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее - Закон). Этот Закон призван урегулировать отношения, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации выпуска ценных бумаг, и направлен на решение одной из наиболее болезненных проблем российского фондового рынка - наличия в обращении выпусков эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, главным образом акций, не прошедших обязательную процедуру государственной регистрации.

В настоящее время обязанность по регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг эмитентами установлена в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", вступившем в силу с 25 апреля 1996 г. До этого, т. е. как раз в период, на который пришелся пик массовой приватизации государственного имущества, основным документом для эмитентов, устанавливающим обязанность по регистрации выпусков акций и других ценных бумаг, было Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. Однако акционеры и менеджмент предприятий либо не знали о существовании этого Положения, либо считали, что его действие на них не распространяется. Поэтому большинство созданных в тот период акционерных обществ акции не зарегистрировали, а некоторые не стали регистрировать и следующие выпуски.

В результате на сегодняшний день в России, по данным Госкомстата, из 4,3 млн. акционерных обществ только 1,1 млн. надлежащим образом зарегистрировали выпуски своих акций при учреждении. Об этом же косвенно свидетельствует тот факт, что, по информации регионального отделения ФКЦБ России, в ЦФО до 40% всех выявляемых правонарушений относятся к сфере незарегистрированных выпусков акций при учреждении.

Вместе с тем регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг акционерными обществами (прежде всего акций) является одним из ключевых способов защиты интересов акционеров и инвесторов. Дело в том, что отсутствие регистрации выпуска акций способно привести к довольно серьезным последствиям для владельцев ценных бумаг такого акционерного общества. Это связано с тем, что выпуск не может быть учтен в реестре владельцев ценных бумаг общества, а права акционеров, закрепленные принадлежащими им ценными бумагами, фактически остаются нереализованными. Соответственно акционеры таких обществ лишены права голоса на общем собрании, права на получение дивидендов, права продажи акций и передачи их по наследству и пр. Сделки с незарегистрированными акциями могут быть признаны ничтожными. В свою очередь, кредиторы акционерных обществ, которые не зарегистрировали выпуски ценных бумаг, рискуют пополнить ряды обманутых вкладчиков в случае неисполнения заемщиком обязательств - незарегистрированные акции в залоге не могут гарантировать возврат денег, а незарегистрированные облигации могут безнаказанно остаться непогашенными.

Кроме того, отсутствие регистрации акций способно привести к крайне неблагоприятным последствиям и для самого акционерного общества. Без государственной регистрации выпусков акций все решения органов управления акционерного общества (исполнительных органов, совета директоров, общего собрания), в том числе решения о привлечении инвестиций, реорганизации общества, внесении изменений в учредительные документы и т. д., являются нелегитимными и при желании могут быть оспорены каким-либо заинтересованным лицом. Любые сделки, осуществляемые предприятием, в том числе в рамках его текущей деятельности, а также сделки с имуществом и недвижимостью, в соответствии с действующим законодательством могут быть признаны ничтожными. И, что особенно важно в современных условиях, компании лишаются возможности полноценно развиваться, поскольку ни один инвестор не вложит в такое предприятие деньги, ни один банк не выдаст кредит.

Попытки ФКЦБ России и ее региональных отделений, предпринимаемые с середины 1996 г., убедить недобросовестных эмитентов зарегистрировать эмиссии потерпели неудачу. Многие созданные до 1996 г. компании предпочитали отделываться незначительным штрафом - в среднем 200 - 300 МРОТ - такая ответственность была предусмотрена лишь в 1999 г. Федеральным законом "О защите законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а после вступления в силу нового КоАП РФ - в размере 400 - 500 МРОТ. Практика привлечения нарушителей к уголовной ответственности за несоблюдение процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг в соответствии с Уголовным кодексом РФ распространения не получила. Эмитенты, пожелавшие исправить ошибки, нередко не имели возможности этого сделать из-за противоречивости законодательства: в одних случаях оно допускает возможность запоздалой регистрации, а в других - исключает ее.

Основные положения нового Закона

Урегулировать отношения, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации выпуска ценных бумаг, как раз и призван новый Закон. Именно поэтому его значение для российского фондового рынка трудно переоценить. По сути, Закон дает последнюю возможность российским акционерным обществам, которые на протяжении долгого времени грубейшим образом нарушали законодательство Российской Федерации о ценных бумагах и рынке ценных бумаг в части обязательной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, практически "безболезненно" исправить подобное нарушение и привести свою деятельность в соответствие с действующим законодательством. Он призван снять описанные выше проблемы, возникающие у акционерных обществ, пожелавших зарегистрировать своевременно незарегистрированные выпуски своих эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с Законом акционерные общества должны в течение одного года с момента введения его в действие (до 28 декабря 2004 г.) представить в органы, осуществляющие регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг (ФКЦБ России и ее региональные отделения), документы для государственной регистрации всех размещенных и не зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выпусков акций.

Государственная регистрация таких выпусков акций проводится одновременно с государственной регистрацией отчетов об итогах выпуска этих акций. При этом регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации в срок не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. Решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций принимается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", за исключением случая нарушения акционерным обществом - эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска.

Владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с Законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Сделки, на основании которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации.

Акционерные общества, которые не представят в срок до 28 декабря 2004 г. документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации. При этом иски о ликвидации будут подаваться органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, т. е. ГНИ России. В то же время следует отметить, что отсутствие государственной регистрации выпуска акций не является препятствием для ликвидации или преобразования акционерного общества в случае, если решение о его ликвидации или преобразовании было принято до 28 декабря 2004 г.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что после вступления в силу Закона в России появилась нормативная база, позволяющая урегулировать ситуацию с отсутствием регистрации ценных бумаг, выпущенных и обращающихся на рынке. Это событие призвано ликвидировать серьезный пробел в отечественном законодательстве о рынке ценных бумаг, последствиями которого было частое несоблюдение интересов акционеров, а также возникновение различных юридических коллизий. Особенно важным в этой связи является то, что, регламентируя процесс регистрации "неучтенных" выпусков, новый Закон влечет за собой юридически закрепленное признание прав и интересов акционеров, владеющих подобными бумагами. Иными словами, признаются легитимными все сделки, связанные с отчуждением ценных бумаг и переходом прав собственности на них, несмотря на отсутствие государственной регистрации, что, бесспорно, было ожидаемым многими акционерами - собственниками российских предприятий.

Название документа