Организация оказывает услуги населению по ксерокопированию при помощи копировальных автоматов, принимающих оплату купюрами и монетами. При этом Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 предусмотрены два кода деятельности, которые можно отнести к услугам по ксерокопированию: код 807206 "Изготовление документальных копий на копировально-множительных аппаратах" (прочие услуги населению) и код 019726 "Оказание услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий" (бытовые услуги). Является ли правильным утверждение о том, что при оказании услуг населению с использованием копировальных автоматов такие услуги уже не признаются бытовыми и единый налог на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг, предусмотренных в разд. 010000 Общероссийского классификатора услуг населению, с использованием специализированных автоматов, не применяется. К какому из кодов Общероссийского классификатора услуг населению следует относить услуги организации по ксерокопированию при помощи копировальных автоматов? Может ли организация применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении указанной деятельности или организации следует применять иной режим налогообложения?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, за исключением услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов.

В соответствии с ОКУН к бытовым услугам относятся, в частности, услуги по заполнению бланков, написанию заявлений и снятию копий (код 019726 подгруппы "Прочие услуги непроизводственного характера" ОКУН).

Также ОКУН предусмотрены услуги по изготовлению копий (с возможным увеличением или уменьшением размера копий) из книг, брошюр, газет, журналов (код 053302 подгруппы "Услуги библиотек" ОКУН) и услуги по изготовлению документальных копий на копировально-множительных аппаратах (код 807206 подгруппы "Услуги в научной области, услуги, оказываемые лабораториями микрофотокопирования и реставрации документов" ОКУН), которые не могут быть отнесены к бытовым услугам, так как не включены в разд. 010000 "Бытовые услуги" ОКУН.

Таким образом, в целях применения гл. 26.3 НК РФ услуги по ксерокопированию признаются бытовыми услугами, если они оказываются населению (физическим лицам) организацией и (или) индивидуальным предпринимателем на платной основе, за исключением случаев оказания услуг по ксерокопированию библиотеками и иными научными организациями и учреждениями, для которых такие услуги являются соответственно услугами библиотек и услугами в научной области.

Одновременно следует отметить, что оказание бытовых услуг является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 730 Гражданского кодекса РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом нормами гл. 26.3 НК РФ не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении возможности оказания бытовых услуг с использованием специальных автоматов (аппаратов).

При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, согласно ст. 346.29 НК РФ используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

Исходя из ст. 346.27 НК РФ под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, налогоплательщик учитывает всех работников, занятых в данной сфере предпринимательской деятельности, в том числе административно-управленческий персонал, вспомогательный персонал, совместителей и так далее, а не только работников, которые непосредственно оказывают те или иные услуги.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг населению по ксерокопированию при помощи копировальных аппаратов, принимающих оплату купюрами и монетами, за исключением оказания данного вида услуг библиотеками и иными научными организациями и учреждениями, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Нормы гл. 26.3 НК РФ обязывают налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, вести учет показателей, необходимых для его исчисления.

В то же время порядок распределения указанного выше физического показателя базовой доходности при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности НК РФ не определен.

В связи с этим, по нашему мнению, при определении налогоплательщиками физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную (среднюю) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т. п.), участвующих одновременно во всех видах деятельности таких налогоплательщиков, можно распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.

В случае невозможности распределения численности работников по видам осуществляемой предпринимательской деятельности (отсутствует закрепление работников за конкретными видами предпринимательской деятельности) фактическая величина указанного физического показателя определяется налогоплательщиками исходя из общей списочной численности их работников, включающей в себя и работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала, а также из средней численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.

Кроме того, исходя из положений пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

При этом учитывается среднесписочная численность работников по всем видам предпринимательской деятельности независимо от применяемых режимов налогообложения, включая численность работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений налогоплательщика.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденными Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278.

М. С.Скиба

Главный специалист-эксперт

отдела специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

03.12.2009