Об отсутствии оснований для списания реструктурируемой в рамках Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 задолженности действующей организации по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 декабря 2009 г. N 03-01-10/3-151

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо относительно возможности списания реструктурируемой в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 задолженности организации по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу, сообщает следующее.

В соответствии с проводимой в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации реструктуризацией кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При выполнении условий реструктуризации и при досрочном погашении реструктурируемой задолженности у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам.

Так, в соответствии с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, право на списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам предоставляется при выполнении организацией условий реструктуризации и досрочном погашении реструктурируемой задолженности.

Списание реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условий досрочного погашения задолженности по основному долгу вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрено.

Одновременно обращаем внимание на то, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам с действующих организаций.

Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора регулируются ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 Кодекса признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 указанной статьи данная норма применяется также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

На основании норм Кодекса в целях реализации ст. 59 Кодекса, устанавливающей списание недоимки по налогам и сборам только в случае невозможности ее взыскания, Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков: ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших (признанных таковыми) физических лиц.

Иных оснований для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по федеральным налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

01.12.2009