Об определении в целях налога на имущество организаций уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, формирующего перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2013 г. N 03-05-04-01/56726

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) и сообщает.

На основании п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции Федерального закона N 307-ФЗ) с 1 января 2014 г. право определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса предоставлено субъектам Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 375 Кодекса (в ред. Федерального закона N 307-ФЗ) установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень объектов недвижимости), производится в порядке, установленном ст. 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ. При этом государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре недвижимости объектов недвижимости. Перечень объектов недвижимости формируется Росреестром и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу. Порядок формирования Перечня объектов недвижимости и предоставления его Росреестром заказчику, включая требования к содержанию запроса заказчика работ по определению кадастровой стоимости, устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности (Минэкономразвития России).

На основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который формирует Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 378.2 Кодекса) решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, по мнению Департамента, может быть сформирован уполномоченным органом, в частности, на основании предоставляемых заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу сведений из Росреестра в рамках Федерального закона N 135-ФЗ, а также иных сведений, имеющихся в территориальных органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, об объектах недвижимого имущества, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и используемых в коммерческих целях, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также их собственниках.

Что касается технической ошибки, допущенной в п. 2 ст. 4 Федерального закона N 307-ФЗ, во взаимосвязи с п. 9 ст. 378.2 Кодекса, то вопрос их соответствия будет урегулирован путем внесения поправок в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Одновременно сообщаем, что вопрос определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений находится в компетенции Минэкономразвития России, которое устанавливает соответствующий порядок в рамках полномочий, предусмотренных п. 9 ст. 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с переходными положениями Федерального закона N 307-ФЗ (п. 2 ст. 4) до утверждения Минэкономразвития России указанного порядка субъект Российской Федерации вправе установить порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

23.12.2013