Контролирующим органом была проведена проверка организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции. В ходе проверки были изъяты образцы продукции. Экспертным исследованием данных образцов было установлено их несоответствие ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" по ряду показателей: полнота налива, наличие посторонних включений, наличие комплекса органических кислот, не характерных для вин, изготовленных из виноградного сырья. Правомерно ли при указанных обстоятельствах привлечение организации к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ?
Ответ: Статьей 6.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
В соответствии с п. 4.1.2 ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.02.2006 N 15-ст) столовые вина и столовые виноматериалы должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) алкогольная продукция отнесена к пищевым продуктам.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона N 29-ФЗ требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
Пункт 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяет: оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, а также санитарных правил и гигиенических нормативов, образует состав административного правонарушения по ст. 6.14 КоАП РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный контролирующим органом факт реализации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, говорит о невыполнении организацией обязанности по осуществлению производственного контроля, установленного ст. 11 Закона N 52-ФЗ.
Учитывая изложенное, решение о привлечении организации к ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, является правомерным.
Аналогичных выводов придерживаются суды (см. Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2007 N КА-А40/12670-07 по делу N А40-37608/07-153-267, ФАС Центрального округа от 19.03.2009 по делу N А36-2725/2008).
Р. Ю.Ермаков
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
01.12.2009