О создании саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства, а также о совершенствовании законодательства в части освобождения от получения свидетельства о допуске СРО к осуществлению работ, не оказывающих влияния на безопасность объектов капитального строительства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2009 г. N Д05-5133

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу создания саморегулируемых организаций в сфере строительства (далее - СРО) и сообщает.

Решение о введении саморегулирования в сфере предпринимательства принято в 2006 г. в целях снижения излишних административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Учитывая данное положение Конституции Российской Федерации, переход к саморегулированию, согласно которому требование о наличии допуска саморегулируемой организации при осуществлении строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, является обязательным, установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Для обеспечения более плавного перехода от лицензирования к институту саморегулирования Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен целый ряд норм, направленных на снижение рисков этого перехода.

В частности, в целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и среднего бизнеса Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 47, 48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274), могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без вступления в СРО.

Обращаем внимание, что виды деятельности, не включенные в этот Перечень, с 9 декабря 2008 г. могут осуществляться также и без наличия лицензии.

Минэкономразвития России считает, что данный Перечень содержит работы, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства. Большое число таких работ осуществляется представителями малого и среднего бизнеса.

В целях защиты интересов представителей малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России предлагает сохранить в этом Перечне только те работы, которые могут причинить вред неограниченному кругу лиц, а также выполнение которых несет риски нанесения неисправимых механических воздействий при строительстве и влияет на безопасность при последующей эксплуатации. Работы, которые несут потребительские риски (например, установление электрической плиты или домофона), а также работы, подлежащие иным формам контроля (надзор за обеспечением пожарной безопасности, охраной окружающей среды и тому подобное), должны быть исключены из него.

Предложения Минэкономразвития России по сокращению Перечня были направлены в Минрегион России в августе 2009 г.

По мнению Минэкономразвития России, реализация данных предложений позволит большему числу хозяйствующих субъектов, в том числе и представителям малого и среднего предпринимательства, осуществлять многие строительные работы без вступления в саморегулируемые организации.

В настоящее время Минрегионом России ведется работа по пересмотру Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274, с учетом поступающих предложений.

Заместитель директора

Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. Н.АНТИПИНА

24.11.2009