Иностранный гражданин прибыл на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и получил разрешение на работу. В графе "вид деятельности" бланка разрешения иностранного гражданина на работу указано "грузчик". Контролирующим органом миграционной службы в ходе проведения проверки индивидуального предпринимателя установлено, что названный иностранный гражданин работает у индивидуального предпринимателя продавцом в магазине, а не грузчиком. Правомерно ли в данном случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Пунктом 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ установлено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 утверждены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

Форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370 (Приложение N 4). В данной форме предусмотрена графа "вид деятельности".

Частью 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у иностранного гражданина разрешения на работу влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ не установлено, что несоответствие "вида деятельности", указанного в разрешении иностранного гражданина на работу, фактически выполняемой иностранным гражданином работе влечет наложение административного штрафа в указанных размерах.

Законодательством РФ также не предусмотрено, что несоответствие "вида деятельности", указанного в разрешении иностранного гражданина на работу, фактически выполняемой иностранным гражданином работе свидетельствует об отсутствии у иностранного гражданина необходимых документов. Также несоответствие вида деятельности фактически выполняемой работе не является основанием для аннулирования разрешения на работу в соответствии с п. п. 9, 9.1 и 9.2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.

В связи с изложенным привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в рассматриваемом случае представляется неправомерным, поскольку само разрешение на работу у иностранного гражданина имеется и является действующим.

Следует отметить, что в случае возникновения в подобных случаях спорных ситуаций с контролирующими органами предпринимателям можно попытаться разрешить спор в судебном порядке. Например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 08.10.2009 N А56-14212/2009 указал, что привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности по специальности, не указанной в разрешении, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

21.11.2009