Организация оплачивает своим работникам фактически произведенные расходы на проезд до места командирования и обратно. Подлежат ли данные выплаты обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ? Обязана ли организация в целях освобождения от уплаты страховых взносов вести учет направляемых в командировки работников и в какой форме должен производиться этот учет?
Ответ: В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), отдельные положения которого вступают в силу с 01.01.2010, плательщиками страховых взносов являются страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (организаций) признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ при оплате организациями расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за пределами территории РФ не подлежат обложению страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Таким образом, в целях освобождения от уплаты страховых взносов указанные расходы должны быть документально подтверждены и иметь целевое назначение. При этом условие о необходимом документальном подтверждении расходов распространяется не только на работников, но и на сами организации. В связи с этим для освобождения от уплаты страховых взносов в организации также должны быть оформлены все определенные законодательством РФ документы.
Пунктом 8 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Порядка учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 739н (далее - Порядок), учет работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации, ведется в журнале учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации, форма которого предусмотрена Приложением N 2 к этому Приказу.
В связи с этим ведение журнала учета по данной форме для организаций является обязательным условием для направления работника в командировки. Следует обратить внимание, что данный журнал учета должен вестись во всех организациях, вне зависимости от их организационно-правовой формы, поскольку исключений законодательством РФ в этой части не установлено.
Кроме того, п. 5 Порядка также установлено, что работодатель или уполномоченное им лицо приказом (распоряжением) должен назначить работника организации, ответственного за ведение журнала выбытия, а также за осуществление отметок в командировочных удостоверениях.
В связи с изложенным в целях освобождения от уплаты страховых взносов выплат работникам за расходы, проведенные на командировки, организации обязаны вести учет командируемых работников именно по форме журнала, установленной Порядком. Также в организации должен быть издан распорядительный документ о назначении ответственного работника организации за ведение данного журнала.
Если указанные требования организацией соблюдены не будут, то у органов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов (ст. 3 Закона N 212-ФЗ), могут возникнуть вопросы об обоснованности освобождения данных выплат от уплаты страховых взносов.
Д. И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
21.11.2009