Организация занимается розничной торговлей ГСМ. Транспортные расходы не включены в стоимость товаров (ГСМ)

В октябре 2013 г. часть приобретенных для перепродажи товаров была списана для обслуживания принадлежащего организации автомобиля (автомобиль числится в дирекции организации, затраты по нему (амортизация) учитываются в составе общехозяйственных расходов).

Нужно ли при расчете доли транспортных расходов, относящейся к прямым расходам текущего месяца по ст. 320 НК РФ, учесть стоимость не реализованных, а списанных для собственных нужд ГСМ?

Ответ: При расчете доли транспортных расходов, относящейся к прямым расходам текущего месяца по ст. 320 Налогового кодекса РФ, следует учесть стоимость как реализованных, так и списанных для собственных нужд ГСМ.

Обоснование: Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

НК РФ не содержит запрета на списание для собственных нужд (на содержание служебного транспорта) части ГСМ, предназначенных изначально для перепродажи.

Порядок определения стоимости приобретенных товаров в организациях, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, определен ст. 320 НК РФ.

В соответствии со ст. 320 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, включают в расходы на реализацию (издержки обращения) в том числе затраты на доставку товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров.

К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров.

Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.

Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Вопрос включения в расчет показателя по п. 2 ч. 3 ст. 320 НК РФ стоимости не реализованных, но использованных для собственных нужд организации товаров напрямую нормами НК РФ не регламентирован. Финансовые ведомства РФ по данному вопросу официальных разъяснений также не давали.

Однако, учитывая мнение, выраженное Минфином России в Письме от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160 (по вопросу распределения части транспортных расходов на стоимость товаров, списанных как недостачи), а также положения ст. 264 НК РФ, можно сделать вывод, что организация вправе применять порядок, предусмотренный ст. 320 НК РФ, в отношении товаров, использованных не для продажи, а для собственных нужд.

М. В.Волкова

ООО "Институт независимых

социально-экономических исследований"

Материал предоставлен при содействии

ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

20.12.2013