ООО (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключило договор со специализированной организацией на оказание услуг по стирке и дезинфекции спецодежды работников, контактирующих со сточной водой и отбросами при эксплуатации сооружений по очистке сточных вод. Договором предусмотрено оказание данного вида услуг не реже двух раз в неделю. По мнению налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку ООО, стирка и дезинфекция спецодежды дважды в неделю нецелесообразна (очень частая) и приводит к необоснованному завышению расходов организации. Правомерен ли вывод налогового органа?
Ответ: В целях гл. 25 Налогового кодекса РФ согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства утверждены Постановлением Минтруда России от 16.08.2002 N 61 (далее - Правила).
Согласно п. 1.1.1 Правил устанавливаются основные требования охраны труда работников, занятых эксплуатацией систем водоснабжения и канализации, единые для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм.
На основе Правил руководителями соответствующих структурных подразделений организации должны разрабатываться инструкции по охране труда для работников, которые утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом (п. 1.1.5).
Пунктами 2.7.10, 2.7.11 Правил установлено, что в общих случаях стирка специальной одежды должна производиться один раз в 6 дней при сильном загрязнении и один раз в 10 дней при умеренном загрязнении. Стирка, химическая чистка и ремонт специальной одежды и специальной обуви должны быть предусмотрены в организации или проводиться по договорам со специализированными организациями.
Работодатель должен обеспечивать своевременную выдачу, химическую чистку, стирку, ремонт специальной одежды и других средств индивидуальной защиты за счет средств организации в сроки, устанавливаемые с учетом производственных условий, по согласованию с профсоюзным комитетом и местными центрами санэпиднадзора (п. 2.7.8 Правил).
Ответственность за хранение и уход за средствами индивидуальной защиты возлагается на работодателя (его представителя) (п. 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).
Согласно Письму Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/452 разъяснено, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.
Учитывая изложенное, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе учесть в расходах согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оплату услуг по стирке и дезинфекции, оказываемых специализированной организацией дважды в неделю.
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
18.11.2009