Вправе ли организация-работодатель обратиться с жалобой на действия (бездействие) работников территориального органа Роструда к руководителю этого органа? В случае если да, в какой срок подлежит рассмотрению данная жалоба?

Ответ: Статья 361 Трудового кодекса РФ содержит указание только на возможность обжалования решений государственных инспекторов труда соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. При этом указания на возможность обжалования действий (бездействия) данная норма не содержит.

Однако такая возможность предусмотрена Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 702н (далее - Административный регламент).

Из указанного Административного регламента, в частности, следует, что:

- заявители имеют право на обжалование решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий или бездействия работников и уполномоченных должностных лиц Роструда в досудебном порядке путем обращения к руководителю Роструда - главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 86);

- заявители имеют право на обжалование решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий или бездействия ответственных работников и уполномоченных должностных лиц территориальных органов в досудебном порядке путем обращения к руководителю территориального органа, к руководителю Роструда или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 87);

- жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами Роструда или территориального органа в течение 30 дней со дня ее регистрации. В случае если по жалобе требуется проведение служебного расследования, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа, в который поступила жалоба, или его заместителя. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления (п. 89);

- по результатам рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо Роструда или территориального органа принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерными обжалованных действий (бездействия) и решения либо об отказе в удовлетворении требований. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю (п. 91).

Таким образом, организация-работодатель вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) работников территориального органа Роструда к руководителю этого органа. По общему правилу срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней.

О. Ю.Пескова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

18.11.2009