О порядке одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в частности, возможность возникновения заинтересованности через акционера - Российскую Федерацию в лице Росимущества, в акционерных обществах с государственным участием
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2009 г. N Д06-3271
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положениям действующего законодательства, регулирующего порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в частности, возможность возникновения заинтересованности через акционера - Российскую Федерацию в лице Росимущества, в акционерных обществах с государственным участием.
Порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, регулируется гл. XI Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Согласно ст. 81 Закона об АО указанный порядок применяется к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества. При этом указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
в иных случаях, определенных уставом общества.
Понятие аффилированности определено в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). В соответствии с данной нормой аффилированными лицами юридического лица в том числе признаются:
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
При этом понятие группы лиц раскрыто в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и в том числе включает лиц, которые могут распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале общества, назначать или избирать единоличный исполнительный орган общества либо избирать более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального органа.
Таким образом, лица, долями (более 50 процентов) в уставных капиталах которых владеет третье лицо, признаются аффилированными между собой.
В соответствии с п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (далее - публично-правовые образования) выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом согласно п. 2 данной статьи к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, применение норм об аффилированности к публично-правовым образованиям осуществляется с учетом юридического толкования указанных положений.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время согласно Положению Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
Цель правового регулирования порядка заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, состоит в предотвращении негативных последствий конфликта интересов членов органов юридического лица и контролирующих его лиц. При этом, как было отмечено, публично-правовые образования могут выступать в указанных правоотношениях в качестве контролирующих лиц.
Вместе с тем с учетом положений п. 2 ст. 124 ГК РФ следует принимать во внимание следующее.
В отношении юридических и физических лиц, выступающих в гражданских правоотношениях, действует принцип автономии воли (п. 2 ст. 1 ГК РФ), в то время как согласно ст. 125 ГК РФ от имени публично-правовых образований действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. С учетом положений ст. 76 Конституции Российской Федерации правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. При этом регулирование, направленное на предотвращение конфликта интересов работников публично-правовых образований, содержится в административном законодательстве (например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
Таким образом, с учетом особенностей формирования волеизъявления публично-правовых образований, выступающих в гражданских правоотношениях, положения об аффилированности, основанные на участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, при применении гл. 11 Закона об АО не распространяются на публично-правовые образования.
КонсультантПлюс: примечание.
В нижеследующем абзаце, возможно, речь идет о Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2006 N А41-К1-11240/06.
Такая позиция распространена и в судебной практике. В частности, при заключении сделок между акционерными обществами с долей государственного участия в уставном капитале более 20 процентов суд пришел к выводу, что Российская Федерация не является лицом, заинтересованным в совершении сделок (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2008 N А33-33865/05-Ф02-7411/06). Суд приходит к выводу о неприменении норм законодательства о конкуренции об аффилированности к правоотношениям с участием Российской Федерации ввиду особенностей Российской Федерации как публично-правового образования и особых целей, преследуемых государством при участии Российской Федерации как субъекта в акционерных правоотношениях. Аналогичная позиция отражена также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2006 N А41-К1-11240/06.
В то же время возможно иное толкование норм гражданского законодательства об участии публичных образований в обороте.
В этой связи для устранения правовой неопределенности Минэкономразвития России разработан и готовится к внесению в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", положения которого предусматривают, что сделки между юридическими лицами, находящимися под общим контролем Российской Федерации, в отсутствие других оснований заинтересованности не являются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, и не подлежат одобрению в соответствии со ст. 83 Закона об АО.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д. В.СКРИПИЧНИКОВ
16.11.2009