Правомерно ли привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ, предусматривающего ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, за непредставление лент ККТ (контрольных лент)?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ при проведении проверки налоговые органы вправе потребовать документы, на основании которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что первичными учетными документами являются оправдательные документы, в которых отражаются проводимые организацией хозяйственные операции и на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 контрольно-кассовые ленты не включены в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин. Кроме того, ленты ККТ не содержат все установленные законодательством обязательные реквизиты первичных учетных документов.

С учетом изложенного суды делают вывод о том, что контрольно-кассовая лента не может быть отнесена к первичной учетной документации. Поскольку обязанность представления контрольно-кассовых лент не предусмотрена налоговым законодательством, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, отсутствуют (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А42-5103/2006, от 25.05.2007 N А42-5136/2006).

Е. А.Мартынова

Минфин России

11.11.2009