Индивидуальный предприниматель применяет УСН ("доходы минус расходы"). По результатам проведенной в отношении него налоговой проверки налоговый орган вынес решение о взыскании налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также пени и штрафа. Основанием для вынесения решения послужило неправомерное, по мнению налогового органа, отнесение в состав расходов затрат по ряду договоров купли-продажи, поскольку контрольно-кассовая техника, применяемая контрагентами предпринимателя, не была зарегистрирована в налоговых органах. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Для целей гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (п. 2 ст. 346.16, ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

При этом суды указывают, что факт непостановки на учет контрольно-кассового аппарата лицами, принимающими денежные средства в уплату товара, не влечет за собой однозначного признания документа дефектным, то есть составленным с нарушением закона. Нарушение контрагентами порядка регистрации контрольно-кассовой техники является основанием для применения к ним соответствующими органами мер административной ответственности, но не может служить основанием для непринятия в качестве расходов, уменьшающую налоговую базу по упрощенной системе налогообложения, фактически произведенных налогоплательщиком затрат (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 N А65-1206/2007-СА3-47, ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2009 по делу N А56-22392/2008, ФАС Уральского округа от 25.03.2009 N Ф09-1463/09-С3).

Учитывая изложенное, решение налогового органа является неправомерным.

Е. А.Мартынова

Минфин России

11.11.2009