Индивидуальный предприниматель постановлением налогового органа привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за несвоевременное представление сведений об изменении паспортных данных в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в виде штрафа в размере 5000 руб. Индивидуальный предприниматель намерен обжаловать данное постановление в арбитражный суд. Должен ли суд учитывать смягчающие обстоятельства при условии, что предприниматель не ходатайствовал об их учете на стадии рассмотрения дела налоговым органом?

Ответ: Пунктами 2 и 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закреплено, что индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В силу ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Как установлено ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктом 4 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Пленум ВАС РФ в п. 19 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Судебная практика занимает аналогичную позицию (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 26.01.2009 по делу N А48-3140/08-13, от 15.05.2008 N А62-208/2008, от 07.11.2007 N А64-3423/07-24, ФАС Поволжского округа от 02.06.2009 N А06-7559/2008, от 12.09.2006 N А65-4468/2006-СА3-38, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.08.2008 N Ф04-4756/2008(9271-А46-23), от 05.08.2008 N Ф04-4690/2008(9126-А46-29), ФАС Дальневосточного округа от 17.01.2007, 10.01.2007 N Ф03-А16/06-2/5170, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2009 N А74-691/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2006 N А11-2684/2006-К2-18/253).

Таким образом, суд может признать обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом или нет.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.11.2009