По результатам налогового периода у организации возникает убыток, который она планирует заявить в налоговой декларации по налогу на прибыль
Правомерно ли направление налоговым органом по результатам камеральной проверки требования в адрес организации о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка?
Ответ: Ответ на данный вопрос зависит от периода, в котором направляется требование в адрес организации о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка.
Если требование направляется организации до 1 января 2014 г., то направление данного требования о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка, является неправомерным.
Если требование направляется после 1 января 2014 г., то направление такого требования правомерно.
Обоснование: До 1 января 2014 г. существовали только два основания для истребования у налогоплательщика в ходе камеральной налоговой проверки дополнительных сведений.
Данные основания были предусмотрены п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ и обусловлены наличием следующих обстоятельств:
а) камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
б) проверкой выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Убыток организации, заявленный в налоговой декларации по налогу на прибыль, не относится к данным обстоятельствам.
Результатом финансово-хозяйственной деятельности организации может быть как прибыль, так и убыток.
До 1 января 2014 г. убыток как результат финансовой деятельности не мог быть квалифицирован как ошибка, противоречие или несоответствие, которые упомянуты в п. 3 ст. 88 НК РФ, а именно с этим обстоятельством связано право налогового органа истребовать у налогоплательщика представления дополнительных данных.
Таким образом, до 1 января 2014 г. у организации не было обязанности давать налоговому органу дополнительные пояснения о причинах того или иного размера полученного убытка.
После 1 января 2014 г. у налогового органа появилось право направления налоговым органом по результатам камеральной проверки требования в адрес организации о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка.
Согласно новому абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям") при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона N 134-ФЗ данная правовая норма вступает в силу с 1 января 2014 г.
Данная норма дает право налоговому органу требовать у налогоплательщика пояснения, которые обосновывают размер полученного убытка.
Таким образом, ответ на вопрос о правомерности направления налоговым органом требования в адрес организации о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка, зависит от периода, в котором направляется такое требование.
Если требование направляется налоговым органом организации до 1 января 2014 г., то направление данного требования о представлении пояснений, обосновывающих размер полученного убытка, является неправомерным.
Если требование направляется после 1 января 2014 г., то его направление правомерно.
Р. Г.Бережнов
Консалтинговая группа "Титанида"
Материал предоставлен при содействии
ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
20.12.2013