Ликвидация выпуска акций и юридического лица
(Сигеева Е.)
("Бизнес-адвокат", N 1, 2004)
Текст документа
ЛИКВИДАЦИЯ ВЫПУСКА АКЦИЙ И ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Е. СИГЕЕВА
Елена Сигеева, юрист.
Практика применения норм действующего законодательства указывает на необходимость урегулирования отношений в той или иной сфере деятельности. Как правило, процесс адаптации законодательства к условиям развития хозяйственных отношений происходит после выявления противоречий или так называемых "белых пятен". Рассмотрим одно из них на примере.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (далее - Закон о рынке ценных бумаг) акция - "эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации".
Одним из условий создания и дальнейшего существования акционерного общества является формирование уставного капитала, разделенного на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
По российскому законодательству акции общества могут быть только в бездокументарной форме. А документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой, является решение о выпуске (ст. 18 Закона о рынке ценных бумаг).
Обязательным условием возможности совершения операций с акциями является регистрация выпуска, которую осуществляют Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее уполномоченные региональные отделения (далее - ФКЦБ). Таким образом, при создании акционерного общества в ФКЦБ от эмитента поступает некая информация о совокупности ценных бумаг одного эмитента, которой присваивается государственный регистрационный номер. Пока общество существует и ведет свою деятельность, запись о регистрации выпуска сохраняется.
И вот наступает момент, когда общество по тем или иным причинам подлежит ликвидации. Тут возникает ряд вопросов. Что происходит с выпуском акций? Ликвидируется ли он автоматически или для него существует отдельная процедура? На ком лежит обязанность проведения процедуры ликвидации выпуска и что это такое? Рассмотрим, дает ли ответ на эти вопросы действующее законодательство.
Действующее законодательство вообще не знает понятия ликвидации выпуска акций. В словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений "ликвидация" трактуется как синоним "прекращения", "окончания", "завершения", "истечения". Таким образом, можно определить, что ликвидация выпуска акций - это некое завершение, прекращение действия совокупности документов, удостоверяющих имущественные права, в том числе право на часть имущества, остающегося после ликвидации общества. Следовательно, ликвидация выпуска акций тесно связана с прекращением деятельности самого общества, однако не совпадает со сроком "жизни" общества. В соответствии со ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако существование акций в момент внесения записи в ЕГРЮЛ автоматически не прекращается, об этом говорит само законодательное определение понятия акций, закрепляющее "права на часть имущества, остающегося после его ликвидации". Следовательно, кто-то должен быть уполномочен принять решение о прекращении действия выпуска акций.
Согласно ст. 21 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (далее - Закон об акционерных обществах) общество может быть ликвидировано в добровольном порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества либо по решению суда.
Рассмотрим ситуацию применительно к добровольной ликвидации. В случае ликвидации по решению учредителей совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание принимает такое решение. ГК РФ предусматривает обязательное согласование с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационной комиссией, порядка и сроков ликвидации. При получении информации о ликвидации юридического лица орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества.
Действующее законодательство устанавливает определенный порядок и последовательность действий при добровольной ликвидации. Так, в соответствии со ст. 22 Закона об акционерных обществах ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 2 месяцев с даты публикации. Затем ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации. По окончании срока для предъявления требований ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.
Тут возникает интересная ситуация. С того момента как общее собрание акционеров приняло решение о ликвидации, к комиссии перешли все полномочия по управлению делами общества. А поскольку общее собрание акционеров является высшим органом управления, то очевидно, что к ликвидационной комиссии должны перейти и функции общего собрания. Однако и Гражданский кодекс, и Закон об акционерных обществах возлагают на общее собрание обязательство утверждать промежуточный и ликвидационный баланс, тем самым оставляя за общим собранием часть его первоначальных функций. Переходит ли к ликвидационной комиссии решение всех вопросов или только общих вопросов, а может, только решение текущих задач? В связи с этим требует уточнения в законодательстве вопрос об объеме полномочий ликвидационной комиссии по управлению делами общества.
Таким образом, функционально объем полномочий ликвидационной комиссии законодателем не определен. Очевидно также и то, что ликвидационная комиссия - это орган, который действует в период завершения хозяйственной деятельности с момента своего назначения до момента завершения процедуры ликвидации общества, т. е. внесения записи в ЕГРЮЛ. Более того, ни ранее установленный Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ порядок, ни внесенные в него изменения Федеральным законом от 23 мая 2003 г. N 76-ФЗ, вступающие в действие с 1 января 2004 г., также не относят к обязанностям ликвидационной комиссии непосредственное уведомление органов ФКЦБ о процессе ликвидации.
В обязанности ликвидационной комиссии входит лишь информирование о завершении процесса ликвидации юридического лица регистрирующего органа не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Следовательно, ликвидационная комиссия (ликвидатор) не может быть тем органом, который обязан сообщать в ФКЦБ данные о ликвидации выпуска и тем более принимать решение о ликвидации выпуска. Указанным органом не может быть также и общее собрание акционеров, поскольку, как уже было сказано выше, в момент принятия решения о ликвидации общества данный орган управления лишился своих функций, за некоторым исключением. Аналогичная ситуация возникает, если общество ликвидируется по решению суда. Отличие в процедуре ликвидации в данном случае лишь в том, что в регистрирующий орган предъявляется не решение учредителей о ликвидации общества, а решение суда.
Рассмотрим ситуацию ликвидации общества в процессе банкротства. Ликвидацией общества завершаются не все процедуры банкротства, а, как правило, конкурсное производство. При принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных законом о банкротстве функций. Однако к обязанностям конкурсного (арбитражного) управляющего ни ранее действовавший Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (далее - Закон о банкротстве 1998 г.), ни действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве 2002 г.) не отнесли непосредственное уведомление ФКЦБ и тем более не уполномочили принимать решение о ликвидации выпуска акций. Аналогично ликвидационной комиссии функции конкурсного управляющего прекращаются в момент завершения конкурсного производства, который определяется датой внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. В связи с этим арбитражный управляющий не может уведомить ФКЦБ о "ликвидации" выпуска и тем более принять такое решение.
Аналогичная ситуация складывается с учредителями (участниками) общества (законодательство о банкротстве не знает понятия "акционер"). С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, а также иных органов управления должника. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что, хотя по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. в Законе о банкротстве 2002 г. органам управления должника оставлены некоторые полномочия на принятие решений о заключении крупных сделок и т. д., это не дает ответа на вопрос, исследуемый в настоящей статье. Новый Закон о банкротстве всего лишь "вспомнил" о правах участников общества и дал им возможность стать лицами, участвующими в деле о банкротстве. Однако момент прекращения действия документов, удостоверяющих такие их права, никак не урегулирован, как и законодательство об акционерных обществах, и законодательство о рынке ценных бумаг, впрочем, тоже.
Из вышеизложенного видно, что остается только два органа, с которыми так или иначе связан любой процесс ликвидации акционерного общества. Это орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (в настоящее время - ИМНС), и Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ).
Однако ФКЦБ в нашем случае не может уведомить сама себя о прекращении действия выпуска акций некоего юридического лица. Вообще информацию о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, ФКЦБ может получить только из официальной публикации в соответствующих изданиях. Кроме того, теоретическое положение о том, что сведения о ликвидации после опубликования становятся общеизвестными, по меньшей мере ошибочно. Поскольку, в нашем случае, если на ФКЦБ возложить полномочия отслеживать публикации о ликвидации каждого юридического лица, то иных функций данный орган просто выполнять не сможет. Поэтому представляется целесообразным, что сведения о том, что акционерное общество ликвидировано, должны поступить в ФКЦБ из достоверных официальных источников. При данных условиях теоретически можно допустить, что ФКЦБ на основании представленных сведений принимает решение о прекращении действия совокупности документов, имеющих государственный номер выпуска, удостоверяющих имущественные права, в том числе право на часть имущества, остающегося после ликвидации общества. А вот информацию о том, что общество прекратило свое существование, в ФКЦБ целесообразнее было обязать отправлять регистрирующие органы, поскольку данные органы в силу своей специфики принимают решение о прекращении деятельности самого общества.
Очевидно, что законодателю необходимо детально проработать процесс взаимодействия органов государственной власти применительно к рассмотренной в настоящей статье проблеме и внести соответствующие коррективы в законодательство.
Во-первых, необходимо ввести в предмет регулирования законодательства о рынке ценных бумаг понятие ликвидации выпуска. Во-вторых, необходимо разработать и ввести процедуру ликвидации выпуска акций, которая должна включать в себя как оповещение органа, осуществляющего регистрацию выпуска ценных бумаг (ФКЦБ), о ликвидации эмитента, так и порядок принятия этим органом решения о ликвидации выпуска. В-третьих, включить в непосредственные обязанности органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (ИМНС), уведомление ФКЦБ о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации акционерного общества. А поскольку до настоящего времени процедура "ликвидации" выпуска не разработана, остается только надеяться, что в скором времени ФКЦБ не будет перегружена информацией о "мертвых" акциях.
------------------------------------------------------------------
Название документа