Об отсутствии оснований для применения учредителем доверительного управления абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ в отношении НДС по услугам доверительного управляющего, осуществляющего в рамках договора доверительного управления имуществом операции по приобретению и реализации ценных бумаг, и об отнесении к расходам по налогу на прибыль вознаграждения, выплаченного учредителем доверительного управления в пользу доверительного управляющего

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 ноября 2009 г. N 03-07-11/289

В связи с письмом по вопросам применения учредителем доверительного управления абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации и налога на прибыль организаций в отношении услуг доверительного управляющего, осуществляющего в рамках договора доверительного управления имуществом операции по приобретению и реализации ценных бумаг, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае если за налоговый период доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, то все суммы налога, предъявленные налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг, имущественных прав) в указанном налоговом периоде, налогоплательщики вправе предъявлять к вычету в соответствии с порядком, предусмотренном ст. 172 Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом.

В соответствии с п. 1 данной статьи Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость признается доверительный управляющий.

Как следует из письма, в рамках договора доверительного управления имуществом учредитель доверительного управления передает доверительному управляющему денежные средства, а доверительный управляющий приобретает ценные бумаги и осуществляет операции по их реализации.

Таким образом, операции по реализации ценных бумаг, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 Кодекса, осуществляются налогоплательщиком, которым является доверительный управляющий, а не учредитель доверительного управления.

Учитывая изложенное, для применения учредителем доверительного управления абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса в отношении налога на добавленную стоимость по услугам доверительного управляющего, осуществляющего в рамках договора доверительного управления имуществом операции по приобретению и реализации ценных бумаг, оснований не имеется.

Что касается отнесения в состав расходов в целях налогообложения прибыли организаций налога на добавленную стоимость по указанным услугам, то расходы в виде вознаграждения, выплаченного учредителем доверительного управления в пользу доверительного управляющего, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.

На основании п. 19 ст. 270 Кодекса расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом, не включаются в расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения прибыли. При этом учет налога на добавленную стоимость в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли производится в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

09.11.2009