По итогам I квартала 2009 г. размер начисленного налога на прибыль составил 700 000 руб., сумма которого была полностью уплачена в бюджет. Однако сумму авансовых платежей за II квартал 2009 г. в размере 700 000 руб. организация не перечислила в бюджет. При этом по результатам хозяйственной деятельности за первое полугодие получена прибыль, налог составил 670 000 руб. (во II квартале получен убыток). Налоговая инспекция выставила инкассовое поручение на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль за II квартал 2009 г. Правомерны ли действия налоговых органов?

Ответ: Пункт 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ возлагает на налогоплательщика обязанность по уплате налога с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

По итогам отчетного периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).

В соответствии со ст. ст. 287 и 289 НК РФ авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного налога на прибыль может быть как больше, так и меньше суммы начисленных авансовых платежей за отчетный период, то есть отрицательная разница является суммой налога к уменьшению, положительная - к доплате.

НК РФ не предусмотрена ситуация, в которой организация имеет законные основания для планирования получения убытка по итогам деятельности за следующий отчетный период и, как следствие, неперечисления платежей в бюджет (Письмо Минфина России от 18.06.2007 N 03-03-06/1/385).

Из вышеизложенного можно сделать вывод о правомерных действиях налогового органа по взысканию с организации недоимки.

В то же время у организации образовалась переплата по налогу на прибыль, и в данной ситуации законодательством установлен порядок зачета или возврата излишне перечисленных платежей.

Правила зачета (возврата) налога установлены ст. 78, которая посвящена излишне уплаченным суммам, и ст. 79 НК РФ, которая посвящена излишне взысканным суммам.

Однако излишняя переплата в НК РФ не определена, поэтому в данной ситуации необходимо обратиться к арбитражной практике. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 говорится следующее: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате за определенные налоговые периоды суммы налога.

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов - такое право ему предоставлено пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ. В свою очередь, налоговый орган обязан осуществить возврат налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

При этом зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п. 2 ст. 78 НК РФ).

Т. В.Липкина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

09.11.2009