Организация выплачивала работнице, с которой заключен трудовой договор о работе по внешнему совместительству, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ранее организация своевременно и в полном объеме уплачивала ЕСН с сумм, выплаченных данной работнице), однако территориальное отделение ФСС РФ отказало организации профинансировать расходы, связанные с выплатой работнице пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в связи с тем что выплата данного пособия совместителям действующим законодательством не предусмотрена. Правомерны ли действия территориального отделения ФСС РФ?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу пп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Пунктом 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Одним из видов социальных страховых рисков является материнство, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пп. 4 п. 1 ст. 7, пп. 8 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абз. 2 - 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

При этом ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ предусмотрен порядок индексации пособия.

Согласно ст. 287 Трудового кодекса РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

Страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ).

Согласно ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

ФСС РФ предназначен для реализации прав на социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь, его бюджет входит в бюджетную систему РФ, а доходы формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ (ст. ст. 10, 13, 144 Бюджетного кодекса РФ).

Статьей 146 БК РФ предусмотрено, что в бюджет ФСС РФ подлежат зачислению следующие доходы:

налоговые доходы:

ЕСН - по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в ФСС РФ;

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;

доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ;

прочие поступления.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ налоговая база организации по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Согласно официальной позиции ФСС РФ выплата единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет по всем местам работы действующим законодательством не предусмотрена (Письмо ФСС РФ от 07.06.2007 N 02-13/07-4837).

Вместе с тем ФАС Центрального округа в Постановлении от 21.05.2009 по делу N А36-2743/2008 отметил, что, поскольку трудовым законодательством РФ внешним совместителям предоставляются такие же гарантии и компенсации, как и основным работникам, а организация своевременно и в полном объеме уплачивала ЕСН с сумм, выплаченных данной работнице, и ЕСН является одним из основных источников формирования доходов ФСС РФ, территориальное отделение ФСС РФ обязано профинансировать расходы организации, связанные с выплатой работнице пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Также необходимо отметить, что ВАС РФ все состоявшиеся по данному делу судебные акты оставил в силе и в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора ФСС РФ отказал (Определение ВАС РФ от 16.07.2009 N ВАС-8871/09 по делу N А36-2743/2008).

Таким образом, учитывая, что законодательством прямо не предусмотрена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет по всем местам работы и принимая во внимание арбитражную практику, правомерность выплаты работнице, с которой заключен трудовой договор о работе по внешнему совместительству, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, очевидно, придется доказывать в судебном порядке.

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

05.11.2009