Вправе ли регистрирующий орган отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, если организацией (ЗАО) подано заявление о государственной регистрации по форме N Р13001, приведенной в Приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, при этом знаком "V" отмечена строка 2.7 "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов", изменения в устав ЗАО внесены путем утверждения новой редакции устава, однако в составе заявления на отдельном листе перечень изменяемых сведений не указан (при этом остальные требования, установленные законодательством РФ, организацией выполнены)?

Ответ: Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрены случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации.

На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется в том числе заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приведена в Приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (далее - Постановление N 439).

В частности, первый лист данной формы предусматривает поле (строку 2.7) для отметки о том, что изменения вносятся в сведения об иных (по сравнению с указанными в строках 2.1 - 2.6 первого листа) положениях учредительных документов.

ФНС России в п. 2 Письма от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ отметила: в соответствии с п. 9 Письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@, учитывая, что формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением N 439, не отвечают требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www. nalog. ru.

Указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.

В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением N 439.

В рассматриваемой ситуации в регистрирующий орган представлены документы закрытым акционерным обществом.

Согласно п. 3.7 разд. IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), при изменении иных сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица (например, изменении сведений об участниках обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ), знаком "V" отмечается строка 2.7 "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов". При этом перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

ВАС РФ в Определении от 14.03.2008 N 2945/08 напомнил, что согласно п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом. В связи с этим ВАС РФ согласился с выводом ФАС Уральского округа в Постановлении от 13.12.2007 N Ф09-10346/07-С4 о том, что требование представления перечня изменяемых сведений, обязательность представления которого предусмотрена локальным нормативным актом налоговых органов, противоречит указанной норме.

В Определении от 26.02.2009 N 1693/09 ВАС РФ согласился с позицией ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 30.10.2008 N Ф08-6485/2008 о том, что налоговый орган не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законом. В частности, основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, налоговым органом указано непредставление обществом перечня изменяемых сведений, обязательность которого предусмотрена п. 3.7 разд. IV Методических разъяснений. Вместе с тем представление указанного перечня в числе документов, необходимых для регистрации, не предусмотрено Законом N 129-ФЗ.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.03.2009 N А33-12842/07-Ф02-475/09 (Определением ВАС РФ от 11.06.2009 N ВАС-7247/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) не принял ссылку регистрирующего органа на п. 3.7 разд. IV Методических разъяснений ввиду того, что обязанность по представлению такого отдельного листа в составе заявления о государственной регистрации не предусмотрена ст. 17 Закона N 129-ФЗ и Постановлением N 439. Кроме того, суд указал, что Приказ ФНС России N САЭ-3-09/16@ является локальным нормативным актом, внутриведомственным документом, регулирующим отдельные вопросы деятельности регистрирующих органов. При этом он не вправе возлагать на граждан те обязанности, которые не установлены федеральным законодательством, в том числе в части представления в регистрирующий орган дополнительных документов.

Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.01.2009 N А12-4383/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.05.2009 N А53-20886/2008, ФАС Уральского округа от 30.03.2009 N Ф09-1567/09-С4.

Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.12.2007 N А33-10757/2007-03АП-1395/2007 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-10757/07-Ф02-841/08 данное Постановление оставлено без изменения) дополнительно указал, что п. 4 Постановления N 439 ФНС России не предоставлено право вносить дополнения в утвержденные формы документов. Довод регистрирующего органа о регистрации Приказа ФНС России N САЭ-3-09/16@ в Министерстве юстиции Российской Федерации и придании ему характера нормативного правового акта, обязательного для исполнения регистрирующими органами, гражданами и юридическими лицами, не принят судом. Оспариваемый ненормативный акт не соответствует ст. 17 Закона N 129-ФЗ, а требование регистрирующего органа о необходимости составления перечня изменяемых сведений, оформляемого на отдельном листе, противоречит Постановлению N 439.

Следовательно, по мнению большинства арбитражных судов, разделяемому ВАС РФ, регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, если организацией подано заявление о государственной регистрации по форме N Р13001, при этом знаком "V" отмечена строка 2.7 "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов", однако в составе заявления на отдельном листе перечень изменяемых сведений не указан, а остальные требования, установленные законодательством РФ, организацией выполнены.

Данная позиция основывается на том, что требование о представлении в составе заявления на отдельном листе перечня изменяемых сведений в Законе N 129-ФЗ не указано, а Методические разъяснения являются локальным нормативным актом налоговых органов.

В то же время следует иметь в виду позицию Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенную в Постановлении от 30.06.2008 N 09АП-7061/2008-АК, в соответствии с которой регистрирующий орган правомерно отказал организации в государственной регистрации изменений, вносимых в ее учредительные документы, в связи с тем что перечень вносимых изменений представлен не был и, таким образом, требования к пакету представляемых документов заявителем не выполнены.

Используя данную логику суда, можно прийти к выводу, что непредставление в составе заявления на отдельном листе перечня изменяемых сведений влечет правомерный отказ в государственной регистрации изменений. Однако данные выводы, полагаем, противоречат позиции ВАС РФ.

Таким образом, учитывая позицию ВАС РФ и большинства арбитражных судов, в данном случае регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.11.2009