Федеральным государственным бюджетным учреждением проводится открытый конкурс на оказание услуг для государственных нужд. Условия конкурсной документации, размещенной в установленном порядке, предусматривают необходимость указания участниками размещения заказа в заявке (в форме "Анкета") своего ИНН. Правомерно ли установление в конкурсной документации указанного требования?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Исходя из пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать такие сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, как фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона.

Согласно ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 данной статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов.

Следует отметить, что в гл. 2 Закона N 94-ФЗ не предусмотрена обязанность участников размещения заказа указывать в заявке на участие в конкурсе свой идентификационный номер налогоплательщика.

Подобное требование установлено в п. 2 ст. 44 Закона N 94-ФЗ применительно к указанию идентификационного номера налогоплательщика в котировочной заявке, однако данная норма сформулирована в гл. 4 "Размещение заказов путем запроса котировок" Закона N 94-ФЗ и по аналогии к гл. 2 Закона N 94-ФЗ применена быть не может.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 10.04.2009 N А08-2078/08-17 пришел к выводу, что требования государственного заказчика в конкурсной документации о предоставлении вместе с заявкой участником сведений об ИНН не противоречат ч. 3 и 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.

Однако по данному вопросу существует и противоположная судебная практика.

ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 28.05.2009 N А12-15624/2008 и от 28.05.2009 N А12-15623/2008 пришел к выводу, что в нарушение ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ при проведении конкурса от участников размещения заказа были неправомерно запрошены сведения об ИНН участника.

Таким образом, учитывая отсутствие единообразия в судебной практике по данному вопросу, неправомерность установления в конкурсной документации требования о необходимости указания участниками размещения заказа в заявке (в форме "Анкета") своего ИНН, а также то, каким образом это нарушает права и интересы организации по смыслу Закона N 94-ФЗ, организации, очевидно, при возникновении спора с заказчиком (например, по вопросу правомерности отказа организации в допуске к участию в конкурсе по причине неуказания в заявке своего ИНН) предстоит доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

31.10.2009