Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки доначислил организации НДФЛ и соответствующие пени
Основанием для доначисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о том, что организация, выступая налоговым агентом, неправильно указала код ОКАТО, в результате чего перечислила сумму НДФЛ в бюджет по месту нахождения самой организации, хотя должна была перечислить ее по месту нахождения структурных подразделений. При этом в платежных поручениях счет Федерального казначейства и сумма налога, подлежащая уплате, были указаны правильно.
Правомерно ли решение налогового органа?
Ответ: В п. 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание кода ОКАТО не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.
Поскольку организация, перечисляя сумму НДФЛ в бюджет, правильно указала счет Федерального казначейства и сумму налога, подлежащую уплате, обязанность организации по уплате суммы НДФЛ по смыслу пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ считается исполненной.
Так как организация своевременно исполнила свою обязанность по уплате НДФЛ и недоимка по указанному налогу у организации отсутствует, суммы пеней в рассматриваемом случае начислены налоговым органом неправомерно.
Следовательно, по нашему мнению, решение налогового органа является неправомерным.
Обоснование: На основании п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
В п. 4 ст. 226 НК РФ указано, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе (п. 7 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ.
На основании пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных НК РФ, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи НК РФ, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, предусмотренных пп. 1 - 5 п. 4 ст. 45 НК РФ.
При этом среди них отсутствует случай неправильного указания кода ОКАТО, в результате указания которого сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по месту нахождения самой организации, а не по месту нахождения ее структурных подразделений.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, поскольку организация, перечисляя сумму НДФЛ в бюджет, правильно указала счет Федерального казначейства и сумму налога, подлежащую уплате, обязанность организации по уплате суммы НДФЛ по смыслу пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ считается исполненной.
Так как организация своевременно исполнила свою обязанность по уплате НДФЛ и недоимка по указанному налогу у организации отсутствует, суммы пеней в рассматриваемом случае начислены налоговым органом неправомерно.
Следовательно, по нашему мнению, решение налогового органа является неправомерным.
К указанному выводу также пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.07.2013 N 784/13 по делу N А06-9384/2011.
Аналогичные выводы содержат также Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 N А78-7982/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 N А45-15055/2011.
Стоит отметить, что до принятия Постановления Президиума ВАС РФ N 784/13 по делу N А06-9384/2011 имелась и противоположная точка зрения по данному вопросу.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 28.04.2012 по делу N А57-4502/2011 указал, что организация в нарушение п. 7 ст. 226 НК РФ производила перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц с доходов, выплаченных работникам обособленного подразделения, в инспекцию по месту нахождения головной организации, в результате чего неправильное перечисление налога повлекло непоступление части налога в бюджет, в связи с чем обязанность налогового агента по перечислению налога не может считаться исполненной.
П. Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
19.12.2013