Вправе ли организация-работодатель предусмотреть в локальном нормативном акте (положении об отпусках) условие о том, что работникам с ненормированным рабочим днем вместо дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется денежная компенсация? Если не вправе, но предусмотрела, могут ли организация и ее руководитель быть привлечены к административной ответственности?

Ответ: Замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (если он представляет собой часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней) возможна только по инициативе работника, выраженной в его письменном заявлении. Включение организацией в локальный нормативный акт условия о том, что работникам с ненормированным рабочим днем вместо дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется денежная компенсация, ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и является его нарушением.

В случае если организация по распоряжению руководителя организации предусмотрела в локальном нормативном акте условие о том, что работникам с ненормированным рабочим днем вместо дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется денежная компенсация, тогда и организация, и ее руководитель могут быть привлечены к административной ответственности.

Обоснование: Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право на отдых, в том числе обеспечиваемый предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков.

В соответствии со ст. 116 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

На основании ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Таким образом, замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, право на которую предусмотрено трудовым законодательством (а именно ст. 126 ТК РФ), возможна только по инициативе работника, выраженной в его письменном заявлении.

Статьей 8 ТК РФ установлено, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Учитывая изложенное, включение организацией в локальный нормативный акт условия о том, что работникам с ненормированным рабочим днем вместо дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется денежная компенсация, ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и является его нарушением.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются в том числе органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

На основании ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к указанной статье следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, в случае если организация предусмотрела в локальном нормативном акте условие о том, что работникам с ненормированным рабочим днем вместо дополнительного оплачиваемого отпуска предоставляется денежная компенсация, она может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Наряду с этим руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

19.12.2013