Для организации деятельности ООО привлекает кредитные, заемные средства. ООО включило порядок расчета предельной величины процентов, признаваемых расходом для целей исчисления налога на прибыль, в учетную политику, указав, что "при изменении ставки рефинансирования ЦБ РФ для расчета предельной величины процентов, признаваемых расходом, применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ со дня ее изменения". Правомерно ли применять данный расчет, т. е. рассчитывать норматив для целей исчисления налога на прибыль на дату изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ, учитывая тот факт, что НК РФ данный порядок не определяет?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 октября 2009 г. N 03-03-06/1/706

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде процентов и сообщает следующее.

Пунктом 2 ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ действие абз. 4 п. 1 ст. 269 приостановлено по 31 декабря 2009 г. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г. Установлено, что в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 с 1 августа 2009 г. по 31 декабря 2009 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В отношении прочих долговых обязательств, содержащих условие об изменении процентной ставки, под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Согласно п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Таким образом, в случае если в определенном квартале (месяце) изменилась ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то при определении предельной величины процентов, признаваемых расходом, данную ставку рефинансирования необходимо применять ко всему такому кварталу (месяцу).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

29.10.2009