Является ли выдача чека покупателю с нечетко отпечатанной в нем информацией основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Согласно п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение), организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

а) наименование организации;

б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;

в) заводской номер контрольно-кассовой машины;

г) порядковый номер чека;

д) дата и время покупки (оказания услуги);

е) стоимость покупки (услуги);

ж) признак фискального режима.

На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.

Согласно п. 8 Положения неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в п. 4 настоящего Положения.

Позиция налоговых органов по данному вопросу, изложенная в Письме УМНС России по г. Москве от 16.08.2004 N 11-24/53549, заключается в том, что нарушение требований п. п. 7 и 8 Положения является основанием для применения административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККТ.

Однако суды приходят к выводу, что, если ККМ печатает реквизиты неразборчиво, это является применением неисправной ККМ, а привлечение к административной ответственности за применение неисправной ККМ КоАП РФ не предусмотрено (такая неисправность не приравнивается к неприменению ККМ) (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А13-4283/03-08АП, от 11.07.2003 N А26-8356/02-21, от 19.03.2003 N А26-6912/02-21).

Стоит отметить: в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.04.2004 N Ф09-1309/04-АК сделан вывод о том, что нечеткая печать информации в кассовом чеке не может быть рассмотрена как использование неисправной ККМ и квалифицироваться по ст. 14.5 КоАП РФ.

Таким образом, по мнению судов, выдача чека покупателю с нечетко отпечатанной информацией не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2004 N А17-244/5-А, ФАС Дальневосточного округа от 29.09.2008 N Ф03-А16/08-2/4038).

Таким образом, учитывая позицию налоговых органов по рассматриваемому вопросу, выдача чека покупателю с нечетко отпечатанной в нем информацией является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Вместе с тем, учитывая сложившуюся арбитражную практику по рассматриваемому вопросу, обратную позицию налогоплательщику придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

27.10.2009