В организации прошла выездная налоговая проверка в 2007 г. (проверяемые периоды - 2005 - 2006 гг.), в октябре 2009 г. вновь вручено решение о проведении выездной налоговой проверки за 2007 - 2008 гг. Не нарушена ли периодичность проведения проверок в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, п. 2 ст. 9 которого установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года?
Ответ: С 01.05.2009 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, регламентирующих уведомительный порядок, которые вступили в силу с 01.07.2009.
Этот Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Положения Закона не распространяются на мероприятия по налоговому контролю (ч. 3 ст. 1 Закона). Для осуществления налогового контроля существует специальный нормативный акт (часть первая Налогового кодекса РФ).
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ). Одним из видов налоговых проверок является выездная налоговая проверка (пп. 2 п. 1 ст. 87 НК РФ), процедура проведения которой прописана в ст. 89 НК РФ.
В НК РФ имеется ряд положений, существенно ограничивающих налоговые органы при осуществлении ими контрольных мероприятий. Одним из таких ограничений прав налоговых органов при осуществлении выездных проверок является четко определенная периодичность проведения проверки.
Пунктом 5 ст. 89 НК РФ установлено, что налоговые органы не вправе проводить более двух выездных проверок одного и того же налогоплательщика в год. Но в качестве исключения руководитель ФНС России может принять решение о необходимости проведения дополнительной (третьей в течение года) выездной проверки налогоплательщика. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
В рассматриваемом случае периодичность проведения выездных проверок составила одна проверка в два года, что не нарушает налогового законодательства. Налоговые органы вправе провести выездную налоговую проверку в 2009 г. (проверяемые периоды - 2007 - 2008 гг.), если предыдущая выездная налоговая проверка проходила в 2007 г. (проверяемые периоды - 2005 - 2006 гг.).
Т. М.Гаврилина
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
27.10.2009