Организация формирует доходы и расходы по методу начисления. В налоговом периоде отсутствует выручка от реализации. При этом организация осуществляет расходы, направленные на получение доходов в будущем, в том числе расходы в виде арендной платы за офисное помещение, заработной платы управленческого персонала, единого социального налога, пенсионных взносов. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения перечисленные расходы являются косвенными. В бухгалтерском учете указанные расходы отражены в составе расходов будущих периодов. Как необходимо организации учитывать указанные расходы в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Отражение общехозяйственных расходов в составе расходов будущих периодов в бухгалтерском учете полностью соответствует требованиям законодательства по бухгалтерскому учету (Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В налоговом учете организация формирует доходы и расходы по методу начисления, следовательно, расходы на производство и реализацию должны подразделяться на прямые и косвенные с учетом положений ст. 318 Налогового кодекса РФ.

В учетной политике, утвержденной организацией, в рассматриваемой ситуации перечисленные расходы в составе прямых расходов не перечислены, следовательно, данные расходы являются косвенными.

В соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 255, п. 4 ст. 272, пп. 1, 45 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ заработная плата административно-хозяйственного персонала, ЕСН и страховые взносы в ПФР учитываются ежемесячно на дату начисления.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на аренду офисного помещения при расчете налога на прибыль учитываются как прочие расходы. При этом порядок признания прочих расходов установлен пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Установленная норма предоставляет организации право выбора одного из трех вариантов даты признания расхода по аренде (выбора, закрепленного в учетной политике):

- дата расчетов с арендодателем по договору;

- дата предъявления документов, служащих основанием для расчета;

- последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ порядок признания расходов не ставится в зависимость от того, были у организации в текущем отчетном (налоговом) периоде доходы от реализации или нет. Следовательно, организация может учитывать расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором организация доходы не получает, при условии, что расходы произведены для осуществления деятельности, в целом направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-04/1/821.

В этом случае убыток, сформированный в налоговом учете по итогам текущего отчетного (налогового) периода, переносится на будущее в соответствии со ст. 283 НК РФ. Перенос убытков на будущее возможен по итогам как отчетного, так и налогового периода (Письмо Минфина России от 20.03.2007 N 03-03-06/1/170).

В связи с различным порядком признания в бухгалтерском и налоговом учете указанных расходов в учете возникают налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства, которые будут уменьшаться по мере признания данных расходов в бухгалтерском учете (п. п. 12, 15, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Т. М.Лукьянчикова

ООО "ЭЛКОД"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

26.10.2009