В адрес государственного органа исполнительной власти субъекта РФ (администрации области) поступило заключение уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ по жалобе предпринимателя (субъекта малого предпринимательства) на незаконность проведения администрацией области в отношении его плановой выездной проверки с превышением установленного срока такой проверки. Заключение в качестве мер по восстановлению прав предпринимателя содержит требование о прекращении проведения в отношении предпринимателя выездной проверки и возврате истребованных у него в ходе проверки бухгалтерских документов. Обязана ли администрация области исполнить указанное требование? Может ли должностное лицо, виновное в неисполнении такого требования, быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.2.2 КоАП РФ?

Ответ: Заключение уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ, содержащее требование о прекращении проверки, проводимой с нарушением законодательства, носит рекомендательный характер; каких-либо других действий по указанному заключению, кроме предусмотренных ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Закон N 78-ФЗ), со стороны администрации области законодательство не предусматривает. Следовательно, должностное лицо администрации области, виновное в неисполнении требования Уполномоченного о прекращении в отношении предпринимателя проверки, не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как обязанность исполнения такого требования Законом N 78-ФЗ не установлена.

Обоснование: Статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлены сроки проведения проверок.

На основании п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленных сроков проведения проверки.

Нарушение сроков проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства является грубым нарушением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 78-ФЗ одной из основных задач уполномоченного является осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами исполнительной власти субъектов РФ.

Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности; по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из действий, предусмотренных указанной статьей, в том числе направить в орган государственной власти или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов (ч. 1, п. 3 ч. 5 ст. 4 Закона N 78-ФЗ).

На основании ч. 2 ст. 17.2.2 КоАП РФ неисполнение должностными лицами законных требований уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Однако отмечаем, что обязанность органа исполнительной власти по прекращению действий, нарушающих права предпринимателей, по требованию уполномоченного Законом N 78-ФЗ не предусмотрена.

В рассматриваемом случае на основании ч. 2 ст. 5 Закона N 78-ФЗ администрация области обязана обеспечить прием уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение уполномоченного, а также представить уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения.

Таким образом, считаем, что заключение уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ, содержащее требование о прекращении проверки, проводимой с нарушением законодательства, носит рекомендательный характер, так как каких-либо других действий по указанному заключению, кроме предусмотренных ч. 2 ст. 5 Закона N 78-ФЗ, со стороны администрации области законодательство не предусматривает.

Следовательно, должностное лицо, виновное в неисполнении требования уполномоченного о прекращении в отношении предпринимателя проверки, не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.2.2 КоАП РФ, так как обязанность исполнения такого требования Законом N 78-ФЗ не установлена.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

18.12.2013