Частично дееспособные военнослужащие
(Глухов Е. А., Шахбазов Р. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2013, N 5) Текст документаЧАСТИЧНО ДЕЕСПОСОБНЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ
Е. А. ГЛУХОВ, Р. А. ШАХБАЗОВ
Глухов Е. А., подполковник юстиции, преподаватель СПВИ ВВ МВД России, кандидат юридических наук.
Шахбазов Р. А., майор юстиции, старший преподаватель СПВИ ВВ МВД России, кандидат юридических наук.
В статье рассматривается статус несовершеннолетних курсантов военных вузов в публичной и гражданско-правовой сферах отношений, также общие условия наступления полной гражданской дееспособности и особенности ее реализации для курсантов военно-образовательных учреждений.
Ключевые слова: военные образовательные учреждения, курсанты военных вузов, эмансипация, несовершеннолетние, гражданская дееспособность несовершеннолетних, права и обязанности курсантов.
Partially capable military E. A. Glukhov, R. A. Shahbazov
This article examines the status of young cadets of military schools in the public and civil spheres of relations, and general conditions of the onset of full civil capacity and features of its implementation for the cadets of the military and educational institutions.
Key words: military educational institutions, students of military schools, emancipation, minors, minor civil capacity, rights and responsibilities of students.
Прежде всего, раскроем основные понятия, используемые в настоящей статье, и проиллюстрируем указанную в названии статьи проблему. Термин "дееспособность" означает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их <1>. В России полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении физическим лицом восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. -------------------------------- <1> Статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В основе разграничения полноты дееспособности лежит психический критерий, так как в определенном возрасте физическое лицо имеет ту или иную степень психической зрелости, соответствующую уровню восприятия окружающей действительности и своего места в ней. Состояние психики человека позволяет оценивать, как лицо отдает отчет своим действиям и руководит ими. Так, например, с 18 лет гражданину предоставляется право управлять автомобилем <2>, избирать и быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования <3>, поступать на государственную гражданскую службу и замещать государственные должности <4>, быть членом Общественной палаты Российской Федерации <5>. Этот список примеров можно продолжать, но суть законодательной мысли очевидна - с момента совершеннолетия человек способен в полном объеме отдавать отчет своим действиям, воспринимать окружающую действительность, определять свое место в обществе и понимать значимость своих действий, руководить ими для удовлетворения личных и общественно полезных интересов. В то же время, соответствующие лица и государство вправе в полном объеме требовать от человека выполнения своих обязанностей именно с достижением им совершеннолетия. -------------------------------- <2> Статья 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". <3> Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". <4> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". <5> Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".
Следовательно, до наступления совершеннолетия гражданин не может в полном объеме отвечать за исполнение общественно значимой деятельности в силу своей психической незрелости. Однако анализ действующего законодательства позволяет указать на неоднозначность данного утверждения. В частности, это касается такой категории граждан, как курсанты высших военных учебных заведений первого, второго курсов обучения. По данным авторов, в настоящее время в нашей стране насчитывается 25 высших военных учебных заведений и их филиалов <6>, в которых на первом и втором курсах проходят военную службу более тысячи курсантов (с сентября 2013 г. их количество увеличится на 15 тысяч человек в связи с набором на первый курс после длительного перерыва курсантов военных вузов Минобороны России <7>). Подавляющее большинство граждан, поступающих в высшие военные учебные заведения, делают это непосредственно после окончания школы, т. е. в 16 - 17 лет. Напомним, что согласно Федеральному закону "Об образовании" обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет <8>. Соответственно, заканчивается обучение указанных граждан в школах в 16 - 17 лет, после чего такие лица сразу имеют возможность поступать в военные вузы. -------------------------------- <6> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 1404-р "О перечне военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования" (ред. от 11 июля 2012 г.). <7> Такое решение принял Министр обороны Российской Федерации С. Шойгу // URL: http://ria. ru/defense_safety/20130227/924930993.php#13619671087164&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration. <8> Письмо Минобразования России от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03 "Рекомендации по организации приема в первый класс".
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу могут быть призваны граждане мужского пола, достигшие восемнадцати лет. Из анализа п. 2 ст. 34 указанного Закона следует, что на военную службу по контракту могут поступить также только совершеннолетние граждане, т. е. подразумевается, что обе категории военнослужащих (проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту) являются совершеннолетними и дееспособными. Однако из общего правила о полной дееспособности российских военнослужащих есть исключение. В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать и граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет. Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов и приобретают статус военнослужащих (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). С этого момента они реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Однако согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Поэтому нормы трудового законодательства, запрещающие направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет <9>, на курсантов не распространяются. Курсанты первого и второго курсов систематически привлекаются к суточному дежурству независимо от дня недели и праздничных дней, командировкам в связи с проведением спортивных соревнований, полевым выходам и т. п. Не применяются в отношении курсантов и послабления в части максимально допустимого веса груза, поднимаемого и перемещаемого постоянно (более двух раз в час) в течение 1/3 рабочей смены (11 - 13 кг) <10>. Курсант же, находясь на занятиях по военно-профессиональным дисциплинам, может переносить на себе непрерывно в течение нескольких часов более 15 кг вооружения, средств бронезащиты и другой экипировки <11>. -------------------------------- <9> Статья 268 ТК РФ. <10> Постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную". <11> Например, на занятиях по тактической подготовке курсант первого курса может иметь при себе: 1) вооружение (АК-74, или РПК-74, или СВД, или РПГ), штык-нож, сумку с двумя снаряженными магазинами (4,5 - 7,5 кг); 2) в зависимости от модификации стальной шлем (1 - 3 кг), бронежилет (8 - 10 кг); 3) радиостанцию, противогаз, малую пехотную лопатку, сумку полевую командирскую, бинокль и др. (2 - 5 кг).
Деятельность курсантов как военнослужащих осуществляется в публично-правовой сфере. Как не раз указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба, по смыслу ст. 32 (ч. 4), ст. 37 (ч. 1) и ст. 59 Конституции России во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. "м"), ст. 72 (п. "б" ч. 1) и ст. 114 (п. п. "д", "е" ч. 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции <12>. Сам характер военной службы предполагает выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы. -------------------------------- <12> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н. М. Кабулова".
Какие общественно значимые функции выполняют курсанты младших курсов обучения военных вузов? Прохождение военной службы курсантами, как и всеми иными категориями военнослужащих, нацелено на решение задач по защите страны от различных угроз предоставлением им права использования боевого оружия и вооружения, как индивидуального, так и коллективного. С середины первого курса курсанты, как правило, начинают заступать в караул с огнестрельным оружием. В соответствии со ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УВС ВС РФ) военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. Они могут применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях: - для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно; - для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно; - для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно; - для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно. Несовершеннолетние курсанты обладают большим объемом других обязанностей и прав, происходящих от статуса военнослужащего. При несении службы во внутреннем наряде они вооружаются штык-ножами с возможностью их применения к любым лицам в установленном порядке. При этом, они вправе предъявлять обязательные для исполнения неопределенному кругу лиц требования. Кроме того, военнослужащие внутренних войск МВД России (в том числе и курсанты военных вузов) в соответствии с законодательством <13> имеют право применять физическую силу и специальные средства. -------------------------------- <13> Статьи 26 и 27 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Только до приведения к военной присяге (проводится не позднее двух месяцев после зачисления в военный вуз) курсанты первого курса не привлекаются к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, к военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест (ст. 11 УВС ВС РФ). После приведения к Военной присяге курсанты в полном объеме программы обучения привлекаются к эксплуатации военной техники, в том числе источников повышенной опасности, осуществляют стрельбы, могут быть допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д. Например, замещение должности курсанта означает, что гражданин может быть допущен к сведениям, составляющим государственную тайну. Такая процедура предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, согласие на частичные, временные ограничения своих прав, а также предоставление социальных гарантий (таковыми являются процентные надбавки к денежному довольствию курсанта) <14>. -------------------------------- <14> Статья 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне".
Словом, правовой статус курсантов практически не отличается от статуса военнослужащих, призванных на военную службу не в качестве курсантов. Только первая категория (курсанты до 18 лет) с точки зрения гражданского законодательства является не полностью дееспособными, а вторая категория - полностью дееспособными. Так, например, в ряде случаев курсант первого курса в 16 лет уже принял военную присягу и заступает в караул; при этом государство ему предоставляет право применять оружие, т. е. в то время, когда в нашей стране идет ужесточение правил по обороту оружия, предъявляются повышенные требования к кандидатам на приобретение оружия самообороны, мы видим легализованное правило предоставления боевого оружия несовершеннолетним. Однако тот же самый несовершеннолетний курсант, уволившись с военной службы, например, по семейным обстоятельствам, в гражданской жизни получить разрешение на ношение и хранение даже травматического оружия не сможет. Важно отметить, что курсант первого курса выполняет обязанности военной службы в полном объеме, без каких-либо ограничений, поэтому при замещении должностей сержантского состава он обладает соответствующей дисциплинарной властью по отношению к своим подчиненным. Такой младший командир, согласно ст. 56 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет право объявлять выговор и строгий выговор, лишать подчиненных солдат и матросов очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег. Причем объем дисциплинарной власти командира из числа курсантов младших курсов военных вузов не зависит от возраста, как не зависит от возраста и тяжесть применяемого к курсанту дисциплинарного взыскания (единственным исключением является запрет на привлечение к дисциплинарному аресту военнослужащих, не достигших возраста 18 лет). Более того, за совершение правонарушений курсант, как и любой военнослужащий, может быть привлечен к уголовной, административной, гражданско-правовой и материальной ответственности <15>. -------------------------------- <15> Статья 30 УВС ВС РФ.
Остановимся более подробно на рассмотрении гражданской деликтоспособности рассматриваемой категории военнослужащих. Согласно гражданскому законодательству и сложившейся судебной практике <16> несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред третьим лицам. В случае отсутствия у несовершеннолетнего имущества, достаточного для возмещения убытков, его родители привлекаются к дополнительной ответственности (ст. 1074 ГК РФ). -------------------------------- <16> См. подробнее: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2005 г. N 69-В05-16.
Отчисление курсантов, не достигших 18-летнего возраста, из военного вуза по недисциплинированности или нежеланию учиться является основанием для взыскания в федеральный бюджет денежных средств, подлежащих возмещению, затраченных на военную подготовку курсанта <17>. При этом анализ судебной практики рассмотрения такой категории дел позволяет сделать вывод о несовершенстве существующего механизма взыскания денежных средств. Так, например, 27 января 2010 г. из военного института по нежеланию учиться был отчислен курсант первого курса П., срок обучения которого составил шесть месяцев. Красноярский гарнизонный военный суд, рассматривая дело о взыскании затраченных на подготовку П. денежных средств, исковые требования удовлетворил в полном объеме, однако на основании заявления законного представителя несовершеннолетнего П. было принято решение о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения до 3 июля 2010 г., т. е. до достижения П. 18 лет. При этом суд руководствовался тем, что П. в настоящее время постоянного дохода не имеет, поэтому удержания по иску могут производиться только с заработка его родителей <18>. -------------------------------- <17> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". <18> Определение Красноярского гарнизонного военного суда от 9 июня 2010 г. по делу N 160 (л. д. 10).
На наш взгляд, существующий порядок дает возможность отчисленному курсанту на протяжении долгого периода времени не производить соответствующие выплаты в федеральный бюджет. Согласно ч. 2 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) несовершеннолетний в суде может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации). В силу ч. 3 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности. Если дело возбуждено по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ). Таким образом, и сам несовершеннолетний курсант будет иметь некоторые затруднения при судебном оспаривании действий воинских должностных лиц. Из анализа рассмотренных выше примеров следует вывод о применении двойного стандарта по отношению к курсантам военных вузов до достижения ими возраста 18 лет (то же самое относится к курсантам женского пола до заключения ими контракта). По мнению законодателя, несовершеннолетний курсант психически готов выполнять важные общественно значимые функции, но де-юре по-прежнему остается ребенком. В соответствии с семейным законодательством и Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Об этом же говорится и в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Согласно этому Закону "ребенком считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, то есть совершеннолетия". А раз так, то его права по-прежнему ограничены, и окружающие в отношениях с ним должны проявлять повышенную заботу и осмотрительность. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности: - меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; - меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей <19>. -------------------------------- <19> Пункт 2 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Конечно, все вышеуказанные воспитательные меры, даже при наличии закона субъекта Российской Федерации, в отношении курсантов не применяются, так как они де-юре считаются государственными служащими. Но при этом курсанты младших курсов по-прежнему ограничены в своих гражданских правах. Нередко несовершеннолетние курсанты становятся участниками жилищных правоотношений посредством изъявления желания принять попечительства с заявлениями об эмансипации проходящих военную службу в указанных военных вузах курсантов.
Название документа