Организация при осуществлении денежных расчетов с клиентами применяет зарегистрированную в установленном порядке в налоговом органе ККТ, на которую у организации отсутствует карточка регистрации ККТ. Карточка регистрации отсутствует по причине ее невыдачи налоговым инспектором при регистрации данной ККТ (бланки карточек регистрации закончились, и организации было обещано выдать карточку позднее, при этом ККТ была зарегистрирована). Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ?
Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна в том числе быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Согласно п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
В Постановлении от 30.03.2009 N А32-23199/2008-12/212-41АЖ ФАС Северо-Кавказского округа указал на то, что за отсутствие регистрационной карточки организация не подлежит привлечению к административной ответственности, если ККТ в установленном порядке зарегистрирована в налоговом органе.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, так как отсутствие регистрационной карточки ККТ при подтверждении регистрации данной ККТ в налоговом органе не образует правонарушение, ответственность за которое установлена в ст. 14.5 КоАП РФ.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
22.10.2009