Должностное лицо налогового органа в рамках проведения выездной налоговой проверки вынесло постановление о назначении почерковедческой экспертизы. По результатам проведенной экспертизы должностное лицо налогового органа посчитало, что не на все вопросы, поставленные перед экспертом, даны ответы, и вынесло постановление о проведении дополнительной экспертизы. После проведения дополнительной экспертизы должностное лицо налогового органа, полагая, что необходимо проведение еще одной дополнительной экспертизы, поручив ее проведение другому эксперту, вынесло соответствующее постановление. Проверяемая организация считает, что должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не вправе назначать проведение второй дополнительной экспертизы

Правомерна ли позиция налогоплательщика?

Ответ: Позиция налогоплательщика, утверждающего, что должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, не вправе назначать проведение второй дополнительной экспертизы, неправомерна. Положения Налогового кодекса РФ предоставляют налоговым органам право привлекать эксперта для проведения налогового контроля. В случае если после проведения дополнительной экспертизы у должностного лица налогового органа сложилось впечатление недостаточной ясности или полноты заключения, положения НК РФ не запрещают должностному лицу налогового органа вынести постановление о проведении еще одной дополнительной экспертизы, поручив ее проведение другому эксперту.

Обоснование: Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов и других обязательных платежей. Положения НК РФ предоставляют налоговым органам право на приостановление проверки в связи с проведением экспертиз. Целесообразность и своевременность проведения экспертизы определяется налоговым органом самостоятельно.

Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, признается налоговым контролем (п. 1 ст. 82 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 82 НК РФ формы налогового контроля должны быть предусмотрены НК РФ.

На основании п. 1 ст. 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, для разъяснения возникающих вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Согласно п. 3 ст. 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

В соответствии с п. 8 ст. 95 НК РФ эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

В силу п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Дополнительная экспертиза назначается с соблюдением требований, предусмотренных ст. 95 НК РФ (п. 10 ст. 95 НК РФ).

По результатам проведенной выездной налоговой проверки результаты экспертизы подлежат отражению в акте проверки как документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

На основании ст. ст. 1 и 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (других обязательных платежей). Главными задачами налоговых органов являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов (других обязательных платежей).

Привлечение эксперта для проведения налогового контроля является правом налогового органа (пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Вопрос о целесообразности и повторности проведения экспертизы определяется налоговым органом самостоятельно, НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений на проведение экспертиз.

На основании изложенного должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку организации, вправе назначить несколько дополнительных экспертиз.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

18.12.2013