О порядке установления ставок транспортного налога законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ; об отсутствии оснований для установления в качестве базы для исчисления транспортного налога массы автомобиля
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 октября 2009 г. N 03-05-06-04/151
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу установления ставок транспортного налога и по вопросу, входящему в компетенцию Департамента, сообщает следующее.
В соответствии с гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При принятии гл. 28 Кодекса учитывалось, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
Согласно указанной главе Кодекса вопросы установления размера ставок транспортного налога, содержащиеся в обращении, находятся в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Так, определенные п. 1 ст. 361 гл. 28 Кодекса размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу могут быть согласно п. 2 данной статьи Кодекса увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.
Таким образом, вопрос о возможности снижения размера налоговой ставки по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
При этом обращаем внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23.06.2005 N 272-О указал на то, что, принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, п. 2 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.
Что касается установления в гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве налогооблагаемой базы такого показателя, как мощность двигателя транспортного средства, то указанный показатель непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие от показателя массы транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.
На основании изложенного предложение об установлении в качестве базы для исчисления транспортного налога массы автомобиля не может быть поддержано.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
21.10.2009