В магазине, принадлежащем организации, продавец отказался продать покупателю товар по причине того, что покупатель предъявил к оплате надорванную купюру (на купюре был маленький надрыв по центру). Правомерно ли действие продавца?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Согласно п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, при приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации Признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России.

Согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 26.12.2006 N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России" платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера:

банкноты Банка России: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края;

монета Банка России, имеющая мелкие механические повреждения, но полностью сохранившая изображение на аверсе и реверсе.

Таким образом, можно сделать вывод, что действие продавца неправомерно, так как оплата надорванной купюрой не является основанием для отказа в продаже товара. При приеме денежных средств от покупателя продавец должен руководствоваться признаками платежеспособности, установленными Указанием ЦБ РФ от 26.12.2006 N 1778-У.

Е. В.Соснов

Минфин России

21.10.2009