Вправе ли налоговый орган в судебном порядке потребовать от ООО, отсутствующего по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, внесения изменений в ЕГРЮЛ в части места нахождения ООО?

Ответ: Налоговый орган не вправе в судебном порядке потребовать от ООО, отсутствующего по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, внесения изменений в ЕГРЮЛ в части места нахождения ООО.

Обоснование: Пунктом 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпунктом "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Таким образом, место нахождения ООО должно соответствовать месту нахождения его генерального директора или иного лица, обладающего правом действовать от имени ООО без доверенности.

Следует особо отметить, что права налогового органа предусмотрены п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, при этом ст. 31 НК РФ, как и НК РФ в целом, не предоставляет налоговому органу права требовать в судебном порядке от ООО, отсутствующего по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, внесения изменений в ЕГРЮЛ в части места нахождения ООО.

Однако Пленум ВАС РФ в п. 6 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указал, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометками: "Организация выбыла", "За истечением срока хранения" и т. п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

Таким образом, налоговый орган вправе направить организации, отсутствующей по месту нахождения, уведомление о необходимости внесения изменений в учредительные документы в части места нахождения организации, при этом право требовать внесения соответствующих изменений в судебном порядке у налогового органа отсутствует.

Вместо указанного права налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации организации.

К аналогичному выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 25.05.2006 N КГ-А40/2680-06 по делу N А40-49153/05-139-404, указав, что право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с требованием об обязании коммерческой организации совершить действия по государственной регистрации с представлением необходимых документов не предусмотрено.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

18.12.2013