Является ли ошибочное перечисление страховых взносов в ПФР на КБК налоговых органов основанием для уплаты пеней, учитывая, что название банка и счет УФК относятся к главному администратору - ПФР?

Ответ: Пенсионным законодательством РФ определено два вида нарушений при уплате страховых взносов со стороны страхователя, на основании которых территориальные органы ПФР вправе начислить пени за просрочку уплаты причитающихся сумм страховых взносов: неправильное указание в платежном документе номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя территориального органа ПФР.

Ошибочное перечисление страховых взносов в ПФР на соответствующий счет Федерального казначейства с указанием КБК налоговых органов не является причиной для начисления и уплаты пеней.

Это подтверждается Положением о порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов, утвержденным Банком России 29.08.2013 N 406-П (зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2013 N 29909) (далее - Положение N 406-П), в соответствии с которым органы УФК при указании страхователем КБК налогового органа в платежном поручении на перечисление страховых взносов в бюджет ПФР должны сами уточнить вид и принадлежность поступлений с указанием правильных реквизитов в расчетных (платежных) документах плательщика страховых взносов.

Обоснование: При рассмотрении правомерности начисления пеней за просрочку уплаты причитающихся сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России, связанного с неправильным указанием плательщиком страховых взносов в платежном поручении соответствующего кода бюджетной классификации (КБК), необходимо иметь в виду следующее.

1. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) обязанность по уплате взносов считается исполненной, в частности, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет ПФР на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

2. В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате взносов считается неисполненной, в частности, по причине неправильного указания страхователем в платежном поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, КБК, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет ПФР на соответствующий счет Федерального казначейства.

В налоговом законодательстве также имеются аналогичные нормы (но без упоминания КБК):

1) пп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ определено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) обязанность по уплате налога считается неисполненной в результате неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Согласно Приложению 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, ПФР и ФНС России являются участниками бюджетного процесса бюджетной системы РФ и главными администраторами доходов со своими кодами соответственно 392 и 182, счетами, открытыми им в учреждении Банка России.

Следует помнить, что Положением N 406-П для территориальных учреждений Банка России предусмотрена обязанность сообщать при наличии технической возможности через системы электронного документооборота, на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в письменной произвольной форме плательщикам, расположенным на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации, КБК по видам доходов, администрируемых ими с учетом кодов подвида доходов бюджета (пп. 2.1.3 п. 2.1).

Более того, в гл. 6 данного Положения определен Порядок уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений, включенных в документы, представляемые УФК администратору, в котором, в частности, указано, что в случае выявления администратором (в рассматриваемом случае ПФР) в платежных документах информации из платежных документов, приложенных к выписке, неверно указанных реквизитов администратора, не влияющих на правильность отнесения УФК поступлений соответствующему администратору, администратор направляет УФК при необходимости информационное сообщение в произвольной форме с указанием правильных реквизитов в расчетных (платежных) документах.

Таким образом, если в платежном поручении на перечисление в бюджет ПФР страховых взносов на соответствующий счет (для ПФР) Федерального казначейства денежных средств со счета работодателя в банке ошибочно указан КБК налоговых платежей (налогового органа), это не является основанием для начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов в бюджет ПФР.

Для правомерности начисления территориальными органами ПФР пеней за просрочку уплаты причитающихся сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо совершение двух видов нарушений со стороны страхователя: неправильного указания номера счета Федерального казначейства, открытого для ПФР, и (или) наименования банка получателя данных взносов (бюджет ПФР).

В. И.Гавришова

Пенсионный фонд РФ

18.12.2013