Может ли налогоплательщик при исчислении налога на прибыль учесть расходы в виде платы торговым сетям за возможность продавать в них свой товар?

Ответ: Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Поэтому организация может учесть любые расходы для целей налогообложения прибыли, если эти расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).

Однако Минфин России против того, чтобы расходы "за вход" в торговые сети (плата за заключение договора поставки товара в торговую сеть; плата за поставку во вновь открывшиеся магазины торговой сети; плата за включение товарных позиций в ассортимент магазинов) налогоплательщики учитывали при налогообложении прибыли (Письма Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, от 17.10.2006 N 03-03-02/247). Обосновывается такая позиция тем, что затраты в виде платы за сам факт заключения договора поставки экономически неоправданны, поскольку фактически не связаны с деятельностью поставщика-продавца.

Вместе с тем, по нашему мнению, такие расходы могут быть включены в состав прочих расходов (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку они связаны с продвижением товара, увеличением объема продаж, а значит, экономически оправданны. С такой позицией соглашаются и суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 N А56-16675/2007, ФАС Московского округа от 21.11.2007 N КА-А40/12065-07, от 02.06.2008 N КА-А40/4667-08).

А. Н.Краснопеева

Издательство "Главная книга"

16.10.2009