ООО имеет в собственности земельный участок, который относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства". ООО представило в орган кадастрового учета документы по изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка на "для дачного строительства". Однако органом кадастрового учета принято решение об отказе в проведении процедуры по кадастровому учету указанных изменений на вид разрешенного использования "для дачного строительства". Правомерно ли решение органа кадастрового учета?

Ответ: По нашему мнению, решение органа кадастрового учета в данной ситуации правомерно.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в частности, в том случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного Федерального закона.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ установлен принцип земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для ведения дачного строительства устанавливается ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Закона N 66-ФЗ дачный земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Иных определений дачного земельного участка в законодательстве Российской Федерации не содержится.

При этом Законом N 66-ФЗ предусматривается возможность предоставления земельного участка дачному некоммерческому объединению граждан в составе земель общего имущества (п. 2 ст. 8) либо для размещения указанных некоммерческих объединений (ст. 14).

Таким образом, установление вида разрешенного использования земельных участков "дачное строительство" в отношении землепользования коммерческого юридического лица (каким является ООО) не соответствует перечисленным нормативным актам.

Указанный вывод подтверждает также Постановление ФАС Московского округа от 31.07.2008 N КА-А41/6086-08.

На основании вышеизложенного решение органа кадастрового учета об отказе в проведении процедуры по кадастровому учету изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" является правомерным.

А. Р.Мкртумян

Управление Федерального агентства

кадастра объектов недвижимости

по Московской обл.

15.10.2009