Федеральное государственное бюджетное учреждение проводит запрос котировок на право заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Правомерно ли отклонение котировочной комиссией заказчика котировочной заявки организации, если заявка была подана представительством организации, однако документа, подтверждающего полномочия представительства на осуществление действий от имени участника размещения заказа, представлено не было (требования о том, что участник размещения заказа в составе котировочной заявки должен представлять документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, извещение о запросе котировок не содержало)?

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Исходя из ч. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Пунктом 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ установлено, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Как указано в п. 3 ст. 55 ГК РФ, представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Как указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 27.02.2009 N А55-9901/2008 и N А55-10735/2008 посчитал, что котировочная комиссия не могла рассмотреть заявку представительства, не обладающего статусом участника размещения заказа и не подтвердившего свои полномочия на представление интересов юридического лица соответствующей доверенностью.

Данная позиция поддержана и ВАС РФ в Определениях от 04.06.2009 N 6355/09 и N 6348/09.

Однако следует отметить, что Верховный Суд РФ в Постановлении от 31.07.2009 N 46-АД09-3 признал наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях председателя котировочной комиссии, которая отклонила котировочную заявку организации по причине отсутствия в котировочной заявке документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Как указал Верховный Суд РФ, отклонение заявки произведено по основанию, не предусмотренному законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основе анализа приведенного Постановления Верховного Суда РФ можно сделать вывод, что отклонение котировочной заявки по причине отсутствия в котировочной заявке документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, неправомерно.

Однако необходимо иметь в виду, что судом рассмотрена ситуация, имевшая место до вступления в силу ч. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ.

Учитывая положения данной нормы, отклонение котировочной комиссией заказчика котировочной заявки организации, если заявка была подана представительством организации, однако документа, подтверждающего полномочия представительства на осуществление действий от имени участника размещения заказа, представлено не было, правомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.10.2009